Структура Федерального Собрания, ее характерные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение порядка формирования, организации, предметов ведения и взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
Рассмотреть порядок формирования палат Федерального Собрания;
Найти отличие Федерального Собрания от двухпалатной структуры Верховного Совета РФ;
Изучить внутреннюю организацию палат и основные принципы их работы;
Описать предметы ведения Палат Федерального Собрания РФ;
Исследовать взаимодействие Палат в законотворческом процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Порядок формирования палат Федерального Собрания…………………….5
2. Отличие Федерального Собрания от двухпалатной структуры Верховного Совета РФ………………………………………………………………………...11
3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы………...13
3.1. Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………………….13
3.2. Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания РФ……………………………………………………………………..14
3.3. Основные принципы работы Парламента РФ………………………….…16
4. Предметы ведения Палат Федерального Собрания РФ…………………….17
4.1. Предметы ведения Совета Федерации Федерального Собрания РФ........17
4.2. Предметы ведения Государственной Думы Федерального Собрания РФ…………………………………………………………………………………18
4.3.Совместные заседания Палат Федерального Собрания РФ..................…..21
5. Взаимодействие Палат в законотворческом процессе…………………......23
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………..…………30

Файлы: 1 файл

Структура федерального собрания.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории России или в ее отдельных местностях (ст.56 и 88); о принятии в Российской Федерации и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса Федерации (ст.65, 66 и 137); о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официально о использования (ст.70); о референдуме (ст.84); о режиме военного положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст.103) и т.д. 

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей (134 голоса) голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей (как минимум 300 голосов) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Проект федерального конституционного закона проходит три чтения в Государственной Думе, если Государственной Думой применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение. Процедура прохождения проектов федеральных конституционных законов через чтения в Государственной Думе идентична процедуре прохождения проектов федеральных законов, за исключением того, что все решения принимаются установленным Конституцией квалифицированным большинством голосов. 
Принятый закон также в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. В соответствии с ч.1. ст. 3 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ», федеральные конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания президентом, а в соответствии с ч.2. ст. 4 этого акта – федеральные конституционные законы направляются Президентом для официального опубликования.

Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. При успешном прохождении законопроектом трех чтений, для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», решением Совета Государственной Думы от 15.01.2002 проект закона разослан для ознакомления депутатов во фракции и комитеты «нижней» палаты.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105 части 2 и 3 Конституции). Часть 4 статьи 105 Конституции предоставляет Совету Федерации право одобрять или отклонять федеральные законы. При этом в Конституции предусмотрено два варианта одобрения. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (что составляет как минимум 90 голосов), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации в случае, если за такое решение проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, а также в случае, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Федерации. Не все принятые Государственной Думой федеральные законы могут быть одобрены Советом Федерации без рассмотрения. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации имеется два варианта возможных действий. Это создание согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации (в частности, в разное время были созданы согласительные комиссии по рассмотрению законов «О холдингах» (Принят Государственной Думой 27 июня 2001 г. с учетом предложений Президента РФ после отклонения Президентом РФ. Отклонен Советом Федерации 20 июля 2001 г. с созданием согласительной комиссии), «О некоммерческом обществе» (принят Государственной Думой 1 декабря 1999 года и отклонен Советом Федерации 22 декабря 1999 года с созданием согласительной комиссии), «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 28 июня 2001. Отклонен Советом Федерации 20 июля 2001 с созданием согласительной комиссии), «О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 27 октября 1999. Отклонен Советом Федерации 11 ноября 1999 с созданием согласительной комиссии))11 и преодоление вето Совета Федерации при повторном голосовании Государственной Думы по федеральному закону (необходимо не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. не менее трехсот депутатов). Например, в 2000 году Государственная Дума квалифицированным большинством голосов преодолела вето Совета Федерации на Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Процедура официального опубликования федеральных законов была установлена посредством принятия федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ч.1 ст.3 и ч.2. ст.4. этого акта федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом и направляются для официального опубликования Президентом.

Если Президент в течение пяти дней отклонит федеральный закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции). 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
     Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и порой противоречивого исторического развития института народного представительства. 
     Действующая Конституция 1993 года коренным образом изменила роль и функции законодательного органа государственной власти Российской Федерации. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, ограничен и четко очерчен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.  
В действующей Конституции Российской Федерации принцип разделения властей реализован значительно более последовательно и полно. Предусмотренная Конституцией различная компетенция для каждой из палат парламента обеспечивает «систему сдержек и противовесов» в деятельности Федерального собрания.

     Дальнейшее продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства приведет, по-видимому, к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующей Конституции Российской Федерации, в частности к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства Российской Федерации и расширению полномочий палат Федерального Собрания.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года., М., 2000 
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 
3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 
5. Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» 
6. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

7. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД 

8. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утвержден постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ

9. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР десятого созыва 12 апреля 1978 г. 
10. Иванченко А.В., Рыжков В.А., Салмин А.М. Старые инстинкты новой власти: сильный президент нуждается в сильном парламенте. Независимая газета. 2000. 20 июля

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – Юристъ, 2002

12. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. Отв. Ред. В.А. Четвернин. – М.: Центр конституционных исследований Московского обществ. науч. фонда, 1997

13. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2001 
14. Строев Е.С. Не навреди: Размышления о реформе государственного устройства России. Независимая газета. 2000. 6 июня 
1 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2001, с. 472 
2 Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 
3 Строев Е.С. Не навреди: Размышления о реформе государственного устройства России. Независимая газета. 2000. 6 июня 
4 Иванченко А.В., Рыжков В.А., Салмин А.М. Старые инстинкты новой власти: сильный президент нуждается в сильном парламенте. Независимая

газета. 2000. 20 июля

5 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР десятого созыва 12 апреля 1978 г. 
6 Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утвержден постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ

7 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД 
8 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 
9 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2001, с. 496 
10 Информация о деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Совета Федерации в 2001 году

11 Информация о ходе работы над федеральными законами, принятыми Государственной Думой и отклоненными Советом Федерации или Президентом РФ (на 1 ноября 2001 года) 
 
 




Информация о работе Структура Федерального Собрания, ее характерные особенности