Структура и функции государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследование является всестороннее рассмотрение понятие государственного аппарата, его структуры в соответствии с законодательством РФ и определенных им функций.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение государственной власти
-дать определение понятию государственный аппарат
- рассмотреть структуру государственного аппарата в соответствии с законодательством РФ
- определить функции государственного аппарата

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППРАТА И ЕГО СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие государственной власти и государственного управления 5
1.2. Понятие государственного аппарата и принципы его деятельности 9
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 15
2.1. Структура государственного аппарата 15
2.2. Функции государственного аппарата 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

Структура и функции государственного аппарата.doc

— 312.90 Кб (Скачать файл)

 Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы, образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви аппарата государственной власти как целого.

Система государственных органов  взаимосвязаны общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Стоит отметить, что данные принципы характерны для демократических государств. В тоталитарном государстве многие из этих принципов отсутствуют.

Принципы деятельности государственной власти и аппарата государства определяются тем, кого данный аппарат обслуживает.

Среди современных принципов можно назвать следующие:

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;

принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников;

учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;

принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

- принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Принцип прозрачности особенно актуален на сегодняшний день в свете борьбы с коррупцией.

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Одним элементом этого механизма является орган государства.

Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Государственный орган - это основной элемент аппарата государства, наделенный определенной компетенцией. Компетенция государственного органа означает установленные правом полномочия (правомочия) в определенной сфере государственной деятельности, по определенным предметам ведения.

Признаки государственного органа следующие:

- все органы государства образуются в законодательном порядке;

- орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата;

- органы государства тесно взаимодействуют между собой.

Организационно государственный орган складывается из публично-властной должности или должностей, обычно иерархически связанных, и так называемого технического аппарата, обеспечивающего публично-властную деятельность государственного органа.

Органы государства классифицируются по порядку их создания, а также характеру выполняемых ими задач на три основные группы:

- представительские органы;

- исполнительные органы;

- судебные и правоохранительные органы, в том числе и органы конституционного надзора.

Государственное управление неразрывно связано с государственной службой, именно от класса работы государственных служащих в решающей степени зависит качество деятельности всех звеньев управления. Поэтому совершенствование государственной службы стало актуальной задачей, решение которой потребовало принятия Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»6. Принят Реестр должностей федеральной службы и другие реестры. Принято более 200 различных административных регламентов по деятельности федеральных министерств и ведомств Российской Федерации.

В Конституции РФ Россия определена как федеративное демократическое государство.

По форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются как непредставительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы;

- по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;

- по иерархии - на федеральные, республиканские и местные;

- по срокам полномочий - на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей);

- по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (парламент РФ) и единоначальные (президент);

- по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

- по характеру компетенции - на органы общей (правительство) и специальной (министерства) компетенции.

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

 

2.1. Структура государственного аппарата

 

Как нами отмечалось, государственная власть распределяется между государственными органами. Это распределение труда по управлению делами государства выражается в создании и деятельности системы государственных органов. Связанная с этим проблема предполагает необходимость решения вопроса о том, как распределяются функции власти в государстве.

Одним из видов разделения  власти - это  разделение ее между независимыми ветвями: законодательную, исполнительную и судебную.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

В части 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Конституция РФ определяет структуру и основные направления деятельности органов, которые конкретизируются в федеральных законах, которые не должны противоречить Конституции.

Президент РФ как глава государства наделен полномочиями в законодательной, исполнительной, судебной сферах. Статус Президента РФ как главы государства можно охарактеризовать в качестве его основного функционального предназначения, определяющего своеобразие иных его функций.

Перечисленные в части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации функции Президента РФ конкретизируют функцию «глава государства», а полномочия, названные в дальнейших нормах Конституции Российской Федерации, раскрывают их.

Президент в соответствии с Конституцией имеет большие полномочия и влияние на все органы власти. Не относясь ни к какой из них, Президент призван стоять «над схваткой» и быть олицетворением государственной власти, имея возможность воздействовать на все сферы жизни государства и общества. О том, что данный институт в его гипертрофированной форме является органичным для России, свидетельствуют и его жизнеспособность, и отношение общественности. Таким образом, сильный конституционно-правовой институт президентства РФ в рамках полупрезиденстской формы правления с преобладанием элементов президентской - это не причина складывающейся в России практики государственного управления, а ее следствие.

Основными законами деятельности государственных органов являются следующие: «О Правительстве РФ»7, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания»8, «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания»9, «О судебной системе РФ»10, «О местном самоуправлении»11 и другие.

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата - Совет Федерации  и нижняя палата - Государственная Дума. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Сегодня во многих государствах в связи с различными факторами, такими как внешние и внутренние угрозы, необходимость ввиду динамично развивающихся процессов осуществлять различные действия и принимать быстрые решения, исполнительная власть выходит на первый план. Тем не менее, меняется и ее понимание. Теперь исполнительная власть больше ассоциируется с менеджментом.

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд - во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему.

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации:

во-первых, Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;

во-вторых, Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;

в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;

в-четвертых, исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;

в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;

в-шестых, судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;

в-седьмых, ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

Информация о работе Структура и функции государственного аппарата