Структура нормы права и характеристика составляющих элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

На любом этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие, признаки и виды норм права
1.1 Понятие и основные признаки правовых норм
1.2 Классификация норм
Глава 2 . Структура нормы права и характеристика составляющих элементов
2.1 Структура нормы права
2.2 Понятие и виды элементов норм права
2.3 Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 50.69 Кб (Скачать файл)

Финикийская письменность, которая первоначально обслуживала главным образом торговые сделки и иные имущественные отношения, со временем также развилась в мощное средство фиксации законов и их исполнения, а также предсказаний оракулов по всему Средиземноморью.

Таким образом, формальная определенность нормы права не только послужила фактором культурного развития человечества, но и получала свою основу в виде письменных источников. Не изменилась ситуация и в настоящее время, т.к. формальную определенность правовых норм обеспечивают при соблюдении определенных условий и новые носители информации - так называемые машинные носители (магнитные ленты, диски и т. п.).

3) неперсонифицированность -- нормы права адресуются, как правило, неопределенному кругу лиц;

4) государственно-волевой  характер -- нормы права выражают государственную волю, обусловленную классовыми, религиозными, общечеловеческими или другими интересами;

5) установление или санкционирование  государством -- нормы права издаются непосредственно государством через уполномоченные государственные органы либо санкционируются им, т.е. выдается разрешение негосударственным органам или организациям на издание норм права;

6) институциональность -- изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, юридический прецедент, и т.д.);

7) возможность государственного  принуждения -- правовые нормы охраняются государством, в случае их нарушения могут быть применены меры государственного принуждения;

Этот процесс - государственное принуждение - отличает правовую норму от иных социальных норм, а также от норм первобытного общества.

Сами нормы права не являются принудительными, они не навязываются насильно, извне. Они - продукт, результат развития общества, воспринимаются обществом или его основными сегментами как социально необходимые и полезные регуляторы, ориентиры поведения во всех областях общественной жизнедеятельности - в политической, экологической, экономической, социальной, научно-технической, семейно-брачной, даже личной.

С развитием новых форм существования человечества - общепланетарных масштабов экономических, научно-технических и иных связей, появлением опасностей для всего человечества - ядерная война, экологическое «безобразие», информационная диктатура и т. д., все больше возрастает роль правовых норм, регулирующих эти общепланетарные и общесоциальные отношения. Они также направлены на ограничения возможных пагубных последствий научно-технического прогресса, с одной стороны, и на поддержку всего полезного и достойного, что он несет человечеству - с другой.

Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная, нормообразующая роль государства. Именно она и обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать в двояком смысле.

С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой -- государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как полезные обычаи. В государственной право-образовательной деятельности, как в огромном социальном котле, сталкиваются, «варятся» самоорганизационные и организационные начала правотворчества. И в результате появляется «блюдо», именуемое нормой права.

8) системность -- правовая норма имеет внутреннюю структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции;

Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойство нормы права: быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Нормы материального права, т. е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права. Как, например, можно было бы реализовать норму уголовного права, устанавливающую наказание за определенное преступление, если бы этому не предшествовало определенное судебное разбирательство по определенным правилам.

Даже такие формы наказания, как испытание огнем или водой, принесение клятв, поединки, которые были распространены в средние века в Европе, совершались по определенным правилам Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З. М. Черниловского. - М: ЮЛ, 1984г. - С. 41.

Системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности, некоторые нормы конституции конкретизируются в законах, те в свою очередь - в подзаконных актах, постановлениях, инструкциях и т. п.

Признак системности обусловливает возможность разумной систематизации права, когда для правильного применения правовых норм становится необходимым построение комплекса правовых норм, своеобразной пирамиды. Например, выделяется конституционная норма, законы, ее конкретизирующие и детализирующие (если такие есть), постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.

9) официальный государственный  регулятор -- правовые нормы в отличие от других социальных норм непосредственно зависят от государства, выражают его волю, официально определяют критерии законного и незаконного и влекут юридические последствия.

10) неоднократность (или многократность) ее действия. Это означает, что  правовая норма создается для  постоянного применения, использования, если иное не оговаривается  в самой норме. Так, закон о  выборах депутатов парламента  рассчитывается не на одну  избирательную кампанию, а на  все выборы депутатов, которые  последуют и в будущем, гражданский  кодекс - на все имущественные  и иные, связанные с ними отношения, которые будут иметь место  и т. п.

Таким образом, норма права -- это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения в случае его нарушения, выражающее государственную волю и направленное на регулирование общественных отношений. Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами правовой нормы, сосредоточены в этих структурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация норм

Все многообразие правовых норм можно упорядочить с помощью проведения их классификации. Это позволяет определить место и роль норм права в механизме правового регулирования. Классификация правовых норм проводится по различным основаниям.

1. В зависимости от  того, какие функции права реализуют  правовые нормы: регулятивные, направленные непосредственно на регулирование общественных отношений; охранительные, направленные непосредственно на охрану общественных отношений.

2. В зависимости от того, к какой отрасли права относятся: конституционные; гражданские; уголовные; административные; трудовые, и т.д.

3. В зависимости от  метода правового регулирования: императивные - нормы, которые носят  властный характер и содержат  предписания, обязательные для исполнения; диапозитивные -- нормы, которые имеют  автономный характер и предоставляют  свободу в выборе модели поведения; рекомендательные-- нормы, предусматривающие желательную модель поведения; поощрительные -- нормы, предусматривающие меры поощрения за определенную социально полезную модель поведения.

4. В зависимости от  характера содержащихся в диспозиции  предписаний Различие здесь проводится  в зависимости от того, что  устанавливают правовые нормы: обязанность  или право..

По этому признаку выделяются нормы: обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение оговоренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции); запрещающие, которые запрещают совершать определенные, действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия); управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в цепях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

5. В зависимости от формы воздействия на общественные отношения: материальные - это нормы, которые непосредственно воздействуют на общественные отношения путем прямого закрепления определенного правила поведения в законодательстве (конституционные, уголовные, гражданские, и т.д.); процессуальные -- это нормы, регулирующие организационно-процедурный порядок реализации материальных норм права, относящиеся к сфере уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального отраслей права.

6. В зависимости от субъекта правотворчества: федеральные - нормы, принимаемые федеральными органами власти; региональные - нормы, принимаемые органами власти субъектов федерации; местные - нормы, принимаемые муниципальными органами власти; локальные -- нормы, принимаемые на уровне конкретной организации, предприятия, учреждения.

7. В зависимости от  степени определенности содержащихся  в них предписаний:

1) абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь представлена абсолютно определенная гипотеза. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Например, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свидетелей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответственности за нарушение нормы права (например, штраф).

2) относительно определенные - это нормы, которые не содержат  достаточно полных сведений об  условиях их действия, правах  и обязанностях участников общественных  отношений или мерах юридической  ответственности и предоставляют  правоприменительным органам возможность  решать дело с учетом конкретных  обстоятельств. Так, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

3) альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности загладить причиненный вред.

8. В зависимости от способа изложения в статье нормативно-правового акта: прямые -- нормы, структурные элементы которых излагаются в одной статье нормативно-правового акта; отсылочные - нормы, структурные элементы которых излагаются в нескольких статьях одного и того же нормативно-правового акта; бланкетные -- нормы, структурные элементы которых излагаются в статьях различных нормативно-правовых актов.

9. В зависимости от  специального назначения: декларативные (нормы-принципы) - это нормы, в которых  сформулированы общие или отраслевые  правовые принципы и задачи  данной совокупности юридических  норм (принципы уголовного процесса, задачи гражданского законодательства  и т. п.); дефинитивные (нормы-определения) - нормы, в которых содержатся  научно сформулированные определения  юридических понятий и категорий (например понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица); общие (нормы, содержащиеся в общей части отрасли права и распространяющие свое действие на всю особенную часть этой отрасли, либо содержащие общие положения для всех отраслей права); специальные (нормы, регулирующие определенный вид общественных отношений, конкретизируя общие положения); коллизионные (нормы, направленные на устранение противоречий между другими правовыми нормами).

10. В зависимости от круга лиц нормы права подразделяются на: общие - распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории; специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Существуют также иные классификации правовых норм, проводимые по другим основаниям: по времени действия, юридической силе и т.д.

Таким образом, приведенная классификация норм права позволяет сделать вывод о том, что во всех случаях нормы права исполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм предназначена для более глубокого их понимания и правильного применения на практике. Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы права, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно-правовых актов классификации норм права, должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положения теории.

Информация о работе Структура нормы права и характеристика составляющих элементов