Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа
Целью данной работы является описать сущность понятия и видов субъектов права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается общая характеристика субъектов права;
2. описывается правовой статус граждан как субъектов права;
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика субъектов права…………..………………...……….5
1.1. Понятие субъектов права……………………………………………..…..5
1.2. Виды субъектов права………………………………………………….....6
1.3. Правоспособность и дееспособность субъектов права………………....7
2. Человек как субъект права……….……………………………………….....12
3. Юридические лица как субъекты права…………………………………….19
4. Государство и государственные(муниципальные) образования как субъекты права……………………………………………………………….25
Заключение ...……………………………………………………………….…...27
Литература………………….……………………………………………………29
- Самостоятельная гражданско-
- Выступление юридическим
лицом в гражданском обороте
от своего имени – еще одно
его свойство. Это свойство означает
возможность юридического лица
от своего имени приобретать
и осуществлять гражданские
Учитывая все перечисленное выше, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.
В отличие от таких субъектов
правоотношений, как граждане, юридическое
лицо обладает не общей (или универсальной
– предполагающей возможность для
субъекта права иметь любые права
и обязанности, необходимые для
осуществления любых видов
Правоспособность юридического
лица возникает в момент его создания,
который соответствует
Объем правоспособности юридического
лица определяется не только ее общим
или специальным характером. Например,
осуществление некоторых видов
деятельности требует получения
от государства специальных
Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходимо не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.
Как уже отмечалось выше,
правосубъектность тесно
Юридические лица, в зависимости
от характера участия
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;
Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования.
Распорядительный (явочный)
порядок характерен тем, что юридическое
лицо возникает на основе одного лишь
распоряжения учредителя, не требуя специальной
государственной регистрации. Однако
статья 51 действующего в настоящий
момент Гражданского Кодекса не предусматривает
никаких исключений из общего правила
о необходимости
Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) – учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
При реорганизации юридических
лиц все права и обязанности
реорганизуемого лица или часть
их переходят к иным субъектам
права, то есть происходит правопреемство.
Реорганизация юридических лиц
может осуществляться: путем слияния
нескольких организация в одну новую;
путем разделения юридического лица
на несколько новых организаций;
путем присоединения
Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.
В зависимости от формы
собственности, лежащей в основе
юридического лица, можно выделить
государственные и частные (негосударственные)
юридические лица. К числу государственных
(которые в связи с этим должны
преследовать общегосударственные
интересы, чем и обуславливается
специфика их правового регулирования)
относятся все унитарные
В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).
Состав учредителей также
можно отнести к числу
Различный характер прав участников
в отношении юридического лица позволяет
классифицировать: организации, на имущество
которых учредители имеют право
собственности или иное вещное право
(государственные и
В зависимости от объема
вещных прав (права самого юридического
лица на используемое им имущество) можно
различать: юридические лица, обладающие
правом оперативного управления на имущество
(учреждения и казенные предприятия);
юридические лица, обладающие правом
хозяйственного ведения на имущество
(государственные и
Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).
Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.
И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные. Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.
4. Государство и государственные
(муниципальные) образования
Имея в виду большой
объем материала, имеющегося по рассматриваемой
мной теме, позволю себе вкратце
остановиться на таком субъекте правоотношений,
как государство и
Государство, как и другие субъекты права, может участвовать в правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.
Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект правоотношений:
1. Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права;
2. Государство может принимать административные акты, из которых возникают правовые отношения независимо от воли другой стороны;
3. Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства правовые отношения;
4. Государство пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в праве.
Касаемо правоспособности государства
нельзя не отметить тот факт, что
правоспособность государства не может
быть тождественна правоспособности различных
физических и юридических лиц, в
чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом
объем правоспособности государства
определяется тем, что государство
участвует в гражданском
Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники правовых отношений. В правовых отношения участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.
Заключение
Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.
1. Субъекты права являются
участниками правоотношений, под
которыми понимаются люди и
их объединения, выступающие в
качестве носителей