Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:48, курсовая работа
Права человека, демократия, право и закон, конституционализм, правовое государство являются фундаментальными общесоциальными и индивидуальными ценностями. Теория и практика правового государства возникли в ходе борьбы человечества за свободу личности, за демократию, за господство права, закона.
Также Конституционный суд осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).
Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.
Отправной точкой в сфере конституционного контроля является Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции – неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства.
В Конституции РФ определены объемы конституционного контроля, при этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом с точки зрения их соответствия Конституции. К первой группе относятся акты федерального уровня: федеральные законы; нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Вторую группу составляют акты субъектов Федерации. Однако не подлежат контролю со стороны Конституционного Суда акты, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ. Третья группа – внутригосударственные или внутрифедеральные договоры России. Здесь даны два их вида - договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. К четвертой группе относятся международные договоры России. При этом процедуру конституционного контроля в Конституционном Суде могут проходить лишь не вступившие в силу международные договоры.
3. Верховный Суд РФ
На основании ст.126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции - дела, подсудные судам общей юрисдикции. Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.
В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума Верховного суда Российской Федерации, Президиума Верховного суда Российской Федерации, Апелляционной коллегии (до 01.01.2012 - Кассационная коллегия), Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по административным делам, Военной коллегии.
Полномочия Верховного Суда определены Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (в редакции от 10.07.2012) (до 01.01.2013 действовал Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» (в редакции от 07.02.2011)), Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ.
Согласно постановлению Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР» Верховный Суд РСФСР - это высший судебный орган в системе общих судов. Акты Верховного Суда РСФСР окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) не подлежат. В Концепции указывается, что «…планируется максимально ограничить его (Верховного Суда) функции в качестве суда первой инстанции, оставив за ним исключительно рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц, совершенных ими в связи с их служебной деятельностью. Верховный Суд РСФСР будет также действовать как кассационная и надзорная инстанция…».
4. Арбитражный Суд РФ
Согласно положению ст.127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Федеральным Конституционным Законом N 1-ФКЗ от 28.04.1995 «Об Арбитражных Судах в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011 N 4-ФКЗ), а также Арбитражном процессуальным кодексом.
Высший Арбитражный Суд разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, то есть проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
Начиная с 1990-х годов произошла значительная демократизация судебной системы. В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации», «О финансировании судов Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы и др. Судебная реформа при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Научная и учебная литература
Информация о работе Судебная система России: проблемы современного развития