Судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании организации правосудия и судебной реформы Российской Федерации.
В данной работе рассматривается структура судебной системы Российской Федерации, а так же проблема судебного реформирования страны и роль судебной реформы.

Содержание работы

Введение……………………………………………...…………..……………...3
1. Судебная система Российской Федерации….……………………………...5
1.1. Конституционный Суд РФ ………….……………………….……….7
1.2. Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды.....…...11
1.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации..…..………...19
2. Реформирование судебной системы РФ ………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………...……33

Файлы: 1 файл

курсовик ТГиП))).doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Независимое и беспристрастное  разрешение судами споров является одним  из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной  и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

В целях повышения  доступности правосудия существенно  увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана  мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.

Основной целью Программы  является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:

    • обеспечение открытости и прозрачности правосудия;
    • повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
    • создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;
    • обеспечение независимости судей;
    • повышение уровня исполнения судебных решений.

 Для достижения  цели и решения задач Программы  необходимо, в частности, совершенствовать судоустройство.

Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе  вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

В целях обеспечения  прозрачности судебной системы, преодоления  конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в  исходе дела следует установить запрет на участие в рассмотрении дел  адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи. В целях ускорения судопроизводства, минимизации потерь времени и финансовых ресурсов суда и сторон по делу, предотвращения нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний и подачи жалоб необходимо законодательно закрепить обязательность ведения аудиозаписи судебного заседания.

Во многих судах граждане испытывают затруднения в получении  элементарной информации о состоянии  рассмотрения их дел, о порядке приема заявлений и других необходимых  им сведений, а также испытывают сложности в связи с невозможностью попасть на прием к судье для подачи заявления.

В целях обеспечения  прозрачности судебной системы и  предупреждения ее коррупционности  следует ввести ежегодное декларирование судьями, а также их супругами  доходов, имущества, обязательств имущественного характера (с учетом положений главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации). Кроме того, требуется определить разрешенные формы и условия инвестирования средств судьями.

В целях обеспечения  самостоятельности судебной ветви  власти предусматривается выделение средств федерального бюджета для обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Срок реализации Программы  составляет 5 лет.

Мероприятия Программы. Программа предусматривает осуществление мероприятий применительно к поставленным задачам.

В рамках задачи обеспечения  открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы.

Приоритетной задачей  является создание необходимых условий  для эффективного осуществления  правосудия и обеспечения его  доступности.

В результате реализации Программы будут созданы условия  для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня исполнения судебных и иных исполнительных документов.

Будет пересмотрена подсудность  дел между мировыми судьями и  районными судами общей юрисдикции. В арбитражных судах будут определены категории дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, а по другим категориям дел будет исключена возможность обжалования решений суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, что позволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение качества работы судов и выносимых судебных решений.

Введение внесудебного порядка урегулирования споров повлечет снижение судебной нагрузки и также скажется на повышении качества судебных актов.

Закрепление обязательного  порядка оглашения судьей до начала слушания всех неформальных обращений  по этому делу обеспечит независимость  и объективность принимаемых  решений, предотвратит условия, способствующие коррупции в работе судов.

Установление запрета  на участие в рассмотрении дел  адвокатов - супругов, родственников  или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда также повлияет на устранение условий, способствующих коррупции  в работе судов.

Осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания  повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы  судебных заседаний.

Создание приемных во всех районных судах общей юрисдикции обеспечит доступность правосудия для граждан, сократит очереди в судах, даст возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранит общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключит условия, способствующие коррупции в работе судов.

Установление обязательного  декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств (с учетом положений главы 7 Семейного  кодекса Российской Федерации) повысит  доверие к органам правосудия.

Будут внедрены необходимые  средства охраны зданий судов.

Таким образом, реализация мероприятий Программы будет  в значительной степени способствовать улучшению качества осуществления  правосудия, а также повышению  уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

 

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного  в данной работе можно сделать  следующие выводы, касающиеся судебной власти и судебной системы Российской Федерации:

  1. судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти, закрепленных в Конституции Российской Федерации; независимость, самостоятельность и обособленность – характеристики судебной власти;
  2. правосудие осуществляется только судами; создание чрезвычайных судов не допускается;
  3. компетенция судов и их полномочия определяются российским законодательством;
  4. система судов Российской Федерации имеет четкую структуру; суд не вправе вмешиваться в дела других судебных органов;
  5. к судьям судов Российской Федерации предъявляются определенные требования; судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны;
  6. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
  7. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
  8. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя

В виду того что судебная система РФ несовершенна и нуждается  в существенных доработках, проведена большая работа по реформированию и модернизации судебной системы в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы. Приоритетное направление этой программы - информатизация судебной системы с целью сделать ее более открытой и оперативной. В этом направлении достигнуто уже немало, хотя сегодня информационная революция идет с такой скоростью, что судебная система за ней все равно не поспевает. Но ни темпы реформирования, ни достигнутые результаты не достаточны, не решены фундаментальные вопросы: проблемы назначения судей, зависимости судебного корпуса от руководства (председателей судов), коррумпированности, обвинительного уклона в деятельности судов, повышения доверия граждан к правосудию.

Судебная реформа должна иметь не демагогический, а реальный эффект и оцениваться в зависимости от достижения конкретных результатов решения первоочередных проблем.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.декабря.1993г. (с поправками) //Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]

2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (с изменениями и дополнениями) //Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]

3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской

Федерации» от 31.декабря.1996г. (с изменениями и дополнениями) //Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]

4. Федеральный конституционный закон «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г (с изменениями и дополнениями) //Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 г. Москва "О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы» // «Российская Газета» - Федеральный выпуск №4211 1 ноября 2006 г. [Электронный ресурс]

6. А.Кучерен, доктор юридических наук, член Общественной палаты РФ «Центр судебной власти» // «Российская газета» - Федеральный выпуск №5411 (35) 18.02.2011

7. Лонь С.Л. «Правоохранительные органы», Уч. пособие, Томск,2010

8. Божьев В.П. «Правоохранительные органы РФ», Учебник, М 2000

9. Печников Н.П. «Правоохранительные органы РФ», Уч. пособие, ТГТУ, 2009

10. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы РФ. Учебник, М., 2000




Информация о работе Судебная система Российской Федерации