Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:04, доклад
В Украине в 1996 году было принято Основной Закон нашего государства – Конституцию Украины. на конституционном уровне закреплено положение о том, что государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы и осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.
Судебная система Украины и судебные органы
Введение
В Украине в 1996 году было принято Основной Закон нашего государства – Конституцию Украины. на конституционном уровне закреплено положение о том, что государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы и осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.
В Основном Законе впервые в истории конституционного законодательства подчеркивается, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, а обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции – гарантируется.
Конституция Украины начинает законодательную регламентацию правосудия в нашем государстве. Суды как судебные органы на равных с законодательной и исполнительной властями осуществлять свои полномочия (ст. 6). Органы государственной власти и должностные лица не вправе принимать на себя функцию и полномочия, которые являются компетенцией органов правосудия. Специфика деятельности судов заключается в том, что сама их деятельность по применению законов при рассмотрении конкретных дел (судопроизводство) происходит в определенных процессуальных формах, определенных законом.
Реформировать судебную систему и судопроизводство – это далеко не простое и скоротечное во времени дело, тем более учитывая те проблемы, которые теперь решаются в государстве. Но ориентиры определены в Конституции Украины.
Система судебных органов
В нее входят:
1. Конституционный Суд Украины, который является единственным органом конституционной юрисдикции, решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины, дает официальное толкование норм Конституции и законов Украины.
2. Суды общей юрисдикции, которые образуются, как правило, по принципу территориального устройства Украины: районные (городские), областные, Верховный Суд Украины и другие.
Специализированными за субъектами судами общей юрисдикции являются военные суды, организованные в соответствии со структурой Вооруженных Сил Украины (гарнизон, регион, Военно-морские силы).
Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и уголовные дела и в определенной степени дела об административных правонарушениях. Специальных судебных органов для административных дел в Украине нет;
3. Арбитражные суды, которые тоже являются специализированными, рассматривающих дела относительно хозяйственных правоотношений. Такие суды созданы в Украину на областном уровне. Функционирует также Высший арбитражный суд Украины.
Создание чрезвычайных судов, судов особого назначения, специальных правосудных органов не допускается. Никакие внесудебные органы не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.
Однако наша история знает случаи, когда судебной деятельностью, скажем, в период сталинизма, занимались такие внесудебные органы, как «двойки», «тройки», «особые совещания» и другие. Они применяли незаконные репрессии в так называемых «врагов народа». Такие «судебные» решения часто принимались по указанию компартийных органов.
Судебная власть
Самостоятельность судебной власти основывается на теории разделения властей, которая была разработана в первой половине XVIII века французским просветителем Ш.Л. Монтескье. Теория разделения властей – это политический принцип, согласно которому власть в государстве должна быть разделена между обособленными друг от друга органами – парламентом, правительством и судами.
Судебной власти посвящен отдельный раздел Конституции – VIII, в котором закреплено положение, характеризующие этот особый вид государственной деятельности, определены формы ее осуществления, принципы судопроизводства, названы субъекты – носители судебной власти и ее высшие органы т.д.
Согласно ст. 124 Конституции правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов другим органам и должностным лицам, а также присвоение их не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Конституционный суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции, на который возложено решение вопросов о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины, а также официальное ее толкование.
В Основном Законе не дается полного
определения судебной системы, а лишь
отмечается, что высшим судебным органом
в системе судов общей юрисдикции является
Верховный Суд Украины и что эта система
строится на принципах территориальности
и специализации. Принцип территориальности
означает, что юрисдикция отдельных звеньев
судебной системы распространяется на
определенные территории, которые могут
совпадать, а могут и не совпадать с административно-
Специализация судов и судей по рассмотрению дел определенных категорий способствует повышению профессионализма судей благодаря углубленному изучению отдельных отраслей законодательства и практики его применения, а следовательно более надежном изучению отдельных отраслей законодательства.
Суды всех уровней создают единую судебную систему Украины, которая устанавливается Конституцией и Законом "О судоустройстве". В основе организации этой системы – положения Конституции Украины, предусматривающих порядок назначения судей высших судебных органов – Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда, Конституционного Суда, а также судов общей юрисдикции. Состав судов формируется на четко определенных законом основаниях.
Согласно Закону Украины "О судоустройстве" судебную систему общих судов Украины составляют:
1 звено общих судов – районные (городские) суды, окружные (межрайонные), межобластные, военные суды гарнизонов. Это суды только первой инстанции, которые рассматривают подавляющее большинство гражданских, хозяйственных, уголовных и административных дел. Здесь должна широко внедряться специализация судей по рассмотрения дел определенных категорий;
– 2 звено – Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, Военные суды регионов, Военно-Морских Сил;
– 3 звено – Верховный Суд Украины, который действует как суд кассационной и надзорной инстанции, решает другие вопросы, отнесенные согласно Конституции Украины к его ведению.
Предусмотренные Конституцией высшие специализированные суды должны выполнять функции судебного надзора за деятельностью соответствующих судов низшего уровня.
Конституция Украины подчеркивает недопустимость создания чрезвычайных и особенных судов, которые действовали бы вне конституционно установленной системы судов или руководствовались какими-то особыми, специально только для них выработанными, правилами осуществления правосудия. Опыт показывает, что появление таких судов становится первым шагом к установлению режима беззакония, провоцирует широкое применение политических репрессий и т.д.
Конституция закрепила необходимость введения апелляционного и кассационного порядка проверки законности и обоснованности судебных решений. По Конституции права апелляционной инстанции сравнению с существующей кассационной должны быть значительно шире: она не только рассматривать материалы дела, собранные судом первой инстанции, но и сама исследовать доказательства, давать им оценку и решать дело по существу.
Возможность пересмотра дел в кассационном порядке является дополнительной гарантией правосудности судебных решений, принятых судами первой и апелляционной инстанции. Правосудие по первой инстанции осуществлять профессиональные судьи, а также, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.
Объем полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций, формы участия в судопроизводстве представителей народа, порядок пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, определяется законодательством о судоустройстве и процессуальными кодексами.
Новая Конституция Украины усиливает гарантии независимости и неприкосновенности судей. Судьи избираются Верховной Радой Украины бессрочно. Только первое назначение на должность профессионального судьи осуществляется Президентом Украины сроком на пять лет. Рекомендуют на должность судей квалификационные комиссии.
Ст. 127 Конституции устанавливает к кандидатам в судьи определенные требования. Они должны иметь соответствующее образование, надлежащий стаж юридической работы, проживать в Украине не менее десяти лет и владеть государственным языком. Дополнительные требования к отдельным категориям судей относительно стажа, возраста и профессионального уровня устанавливаются законом.
Профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
Конституцией четко определены основания и порядок освобождения судей от должности. Оно осуществляется органом, который избрал или назначил судью, в случае:
Информация о работе Судебная система Украины и судебные органы