Судебная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:47, реферат

Описание работы

Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.
Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды. Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

Файлы: 1 файл

Копия «Правоохранительные органы»[1].doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

     Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных  Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются  и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

     Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

– нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов  человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

– нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов  местного самоуправления;

– нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов  Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

     Военным судам подсудны:

– гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом  интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

– дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

– дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

     В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В систему военных судов может быть также включена Военная коллегия Верховного Суда РФ.

     Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

      Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Состав и  полномочия Верховного Суда Российской Федерации

     Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

– рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

– осуществляет контроль за выполнением  судами руководящих разъяснений  Пленума Верховного Суда РФ; разрешает  в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров  Российской Федерации;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.

     В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

     При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

     Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.

     Структуру Верховного Суда РФ образуют:

     – Пленум Верховного Суда РФ;

     – Президиум Верховного Суда РФ;

     – Кассационная коллегия;

     – Судебная коллегия по гражданским делам;

     – Судебная коллегия по уголовным делам;

      – Военная коллегия.

Состав и  полномочия городского (районного) суда

        Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

     Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

– рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

– рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные  дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

– рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские  дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

– рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

     Кроме того, районный суд решает вопросы:

– о продлении срока содержания под стражей;

– помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

– производстве осмотра жилища при  отсутствии согласия проживающих в  нем лиц;

– производстве обыска и (или) выемки в жилище;

– производстве личного обыска;

–производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

– наложении ареста на корреспонденцию  и выемке ее в учреждениях связи;

– наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся  на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

– временном отстранении обвиняемого  от должности;

– контроле и записи телефонных и  иных переговоров;

      В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

      Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администратора суда).

Мировые судьи

        Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Закона о мировых судьях мировой судья рассматривает по первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК РФ. 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; 6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 7) дела об определении порядка пользования имуществом; 8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации. Кроме дел, перечисленных выше, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

 

 

 

 

Введение

      В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная ветвь государственной власти. Речь идет о суде (судах) как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

     Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции закона; во-вторых, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам конституции; в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; в-четвертых, применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п.) в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства.

     Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.0 05.02.2007 № 2-ФКЗ, от 02.06.2009 № 2-ФКЗ, от 03.11.2010 № 7-ФКЗ, от 28.12.2010 № 8-ФКЗ)
  3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 25.03.2004 № 2-ФКЗ, от 12.07.2006 № 3-ФКЗ, от 29.11.2007 № 6-ФКЗ, от 28.04.2008 № 2-ФКЗ, от 07.05.2009 № 1-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 29.03.2010 № 2-ФКЗ, от 30.04.2010 № 3-ФКЗ)
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ)
  5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) (в ред. Федеральных конституционных законов от от 04.12.2006 № 5-ФКЗ, от 29.06.2009 № 3-ФКЗ, от 28.11.2009 № 7-ФКЗ, от 27.12.2009 № 8-ФКЗ, от 30.04.2010 № 3-ФКЗ, от 07.02.2011 № 2-ФКЗ)
  6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»

 

 


Информация о работе Судебная система