Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 22:01, курсовая работа
Целью осуществления правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.
Объект исследования – нормы российского законодательства, регулирующие организацию судебной власти.
Предмет исследования – судебная власть в России.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны1.
Судебная власть в Российской Федерации реализуется системой судов различной компетенции и уровней, осуществляющих правосудие и иные функции судебной деятельности.
Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Проводимую в настоящее время судебную реформу в России сопоставляют зачастую с судебными реформами второй половины XIX века дореволюционной России. Именно поэтому накопленный в ту пору опыт требует изучения, с тем, чтобы использовать его в реализации современной судебной реформы. Так, например, А. Ф. Кони, характеризуя состояние судебной системы России до судебных реформ, отмечал: «Суды общие находились в сильной зависимости от административной власти, вмешательство которой в приговоры и решения не сопровождалось ни служебной, ни нравственной ответственностью и приучало общество не питать уважения к незыблемости закона и утешать себя уверенностью, что «на милость суда нет»2: Судебная реформа призвана была нанести удар худшему из видов произвола, произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости. Она имела своим последствием оживление в обществе умственных интересов и научных трудов.
В настоящее время проводимая судебная реформа приобретает особую повышенную актуальность и несомненную практическую значимость. Конституция Российской Федерации и Закон «О судебной системе» определяют, какие судебные органы в России вправе реализовывать указанные в Конституции Российской Федерации виды судопроизводства и осуществлять правосудие как основную форму судебной деятельности.
Судебной властью наделяются только государственные органы, учрежденные в соответствии с порядком, установленным Конституцией Российской Федерации, и названные в федеральном конституционном законе. Таким образом, соблюдение установленного законом порядка образования судебного органа выступает в качестве первого условия его легитимности.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что построение правового государства в нашей стране немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти. Согласно Конституции Российской Федерации судебные органы являются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.
Целью осуществления правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.
Объект исследования – нормы российского законодательства, регулирующие организацию судебной власти.
Предмет исследования – судебная власть в России.
Цель курсовой работы - на основе теоретических работ и законодательства исследовать понятие и порядок организации судебной власти в России.
Исходя из принципа разделения власти, Конституция Российской Федерации относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»3.
Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации «обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и тому подобное. В главе 7 «Судебная власть» Конституции Российской Федерации, содержатся статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования».
Судебная власть характеризуется следующими основными признаками:
Если иметь в виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия, то можно отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей народа в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить присяжные и арбитражные заседатели.
1.2 Функции и система судебной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных (как государственных, таки негосударственных) органов, осуществляющих правосудие, и различные судебные органы (Судебная палата по информационным спорам, суды чести офицеров в Вооруженных Силах, товарищеские суды, спортивные арбитражи, шариатские суды и т. п.) правосудия не отправляют. Запрещает Конституция Российской Федерации (в отличие от основных законов ряда зарубежных государств) и создание чрезвычайных судов. При этом Конституция Российской Федерации и другие законы часто употребляют общий термин «суд», под которым понимается судебный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы Российской Федерации и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с установленным законом порядком.
Судебная система (см. Рисунок 1.1 Судебная система Российской Федерации) включает в себя следующие суды:
Рисунок 1.1 Судебная система Российской Федерации
Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе
«О судебной системе Российской Федерации». Если
Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо
В отличие от законодательной и исполнительной властей носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.
Законодательство предусматривает достаточно
высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с
требованиями для лиц, замещающих депутатский
мандат или должность в системе исполнительной
власти). Общие конституционные предписания
детализируются в Законе Российской Федерации
от 26 июня1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
Правосудие в Российской Федерации вне
зависимости от вида судопроизводства,
судебного органа осуществляется на основе общих конституционных
принципов, развитых в специальном и процессуальном
Помимо общих принципов правосудия, имеют
место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства,
например презумпции невиновности, запрет
повторного осуждения за одно и то же преступление
(только в уголовном судопроизводстве),
возможности обжалования и пересмотра судебных решений (
В юридическом значении суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. На Рисунке 2.1 показаны органы, осуществляющие судебную власть Российской Федерации.
Арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения актов.
Финансирование всех судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).
Перечисленными свойствами суды отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работают на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить, как уже упоминалось, представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, — судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, все они являются государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, т. е. судом, и действуют не от своего имени, а от имени государства.
Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд помимо этого проверяет обоснованность и законность решений районного суда. Кроме того, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела; принять к своему производству гражданское или уголовное дело они не вправе.
Информация о работе Судебная власть: понятия, признаки, функции и система