Судебная власть РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:21, лекция

Описание работы

В развитии судебной власти для первой половины XVII в. характерно сосуществование состязательного (обвинительного) и розыскного (следственного) процессов при явном преобладании второго над первым. Рост классовой борьбы и усиление абсолютистских черт монархии выдвигали на первый план розыскной инквизиционный процесс, как наиболее эффективное средство подавления народных выступлений и укрепления правопорядка и интересах господствующего класса. Вместе с тем существовало известное различие сфер применения того и другого процессов. Розыскной явно господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный имел преобладание в делах гражданских.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 28.11 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и место судебной  власти в системе государственной  власти россии 

 

1.1. История становления  и развития судебной власти  в России 

 

Судебная власть прошла долгий исторический путь становления и  развития.

Рассмотрим основные этапы  этого процесса:

а) Судебная власть в России в X-XI веках. Древнейшей формой судебной власти был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями тяни в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому, процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик.

б) Развитие судебной власти в  XVII-XVIII веках. В это время появляется Соборное уложение 1649г. В нем  содержалось предписание о том, что правосудие должно  осуществляться справедливо. Однако  в условиях феодального государства такое предписание в большей мере являлось пустой декларацией.  

 В развитии судебной  власти  для первой половины XVII в. характерно сосуществование состязательного (обвинительного) и розыскного (следственного) процессов при явном  преобладании  второго над первым.  Рост классовой борьбы и усиление абсолютистских черт монархии выдвигали на первый план розыскной инквизиционный процесс, как наиболее эффективное средство подавления народных выступлений и  укрепления  правопорядка и интересах  господствующего класса. Вместе с тем существовало известное различие сфер применения того и другого процессов. Розыскной явно господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный имел преобладание в делах гражданских.  

 Другая важная  особенность судопроизводства того времени — отсутствие отделения суда от административных органов.   

 Государственные судебные  органы состояли из трех инстанций: 1) губные, земские учреждения, воеводы  на местах, 2) приказы и 3) суд  Боярской  думы и царя.

в) Судебная реформа 1864г.  Судебная реформа 1864г.  изменила подход к судебной власти. 

Основная идея реформы  – “суд равный, скорый, правый”.

Основные идеи: отделения  суда, как ветви власти, гласность, несменяемость судей, устранение самостоятельности  мировой юстиции для маловажных дел, отмена формальных доказательств, учреждение кассационного суда, устройство прокурорского надзора и появление  присяжных заседателей, адвокатуры, нотариата, судебных следователей и  т.д.

Судебная система имела 2 уровня: Общие суды. Все изменения  произошли в общих судах. Общие  суды освободили от решения мелких дел, решали споры о недвижимости.  Мировая юстиция. Они могли наложить штраф, телесные наказания, но не более[3].

г) Судебная реформа 1917г. Особенности слома прежней судебной системы и создание нового суда состояли в том, что население в ряде мест страны, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести и т.д. Обобщая опыт судебного правительства, решая задачу укрепления советского судебного аппарата, его унификации, укрепления правопорядка в государстве, СНК принимает декрет «О суде», названный впоследствии декретом о суде № 1. Он был опубликован 24 ноября 1917г. 

 Создавалась новая  судебная система: местные суды, которые действовали в составе  постоянного судьи и двух очередных  заседателей. 

7 марта 1918 г. появился  декрет «О суде» (№ 2), вводивший  окружные народные суды для  рассмотрения дел, превышающих  подсудность местного народного  суда. Созданы они были не везде  и работали плохо. Решения по  гражданским делам окружные суды  выносили в составе трех постоянных  членов суда и четырех народных  заседателей, приговоры же по  уголовным делам – в составе  12 заседателей и председательствующего  постоянного члена суда. Предполагалось  создание Кассационного суда. В  судах всех инстанций допускалось  судоговорение на местных языках. Предварительное расследование  по делам, превышающим подсудность  местного суда, производили следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами. При Советах создавалась коллегия правозаступников, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту.  

 В мае 1918 г. был  создан при ВЦИК Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов, исправляя их ошибки и обеспечивая единую уголовную политику трибуналов РСФСР. С созданием местных судов трибуналы в соответствии с декретом СНК «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. разгружались от многих уголовных дел и должны были сосредоточить свое внимание на борьбе с контрреволюционными преступлениями. Резко сокращалась сеть трибуналов. Они сохранялись лишь в крупных центрах: в столицах, губернских городах, крупных узловых  станциях и промышленных центрах. При каждом трибунале учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее трех лиц, избиравшихся Советами. 

 Начиная с декрета  «О суде» №1 в стране были  созданы и действовали две  системы судов: система общих  судов и система революционных  трибуналов, на общих принципиальных  основах. Их отличала лишь подсудность.  

 Следует отметить весьма  характерную закономерность в  строительстве судебных органов  в первые месяцы Советской власти. Процесс строительства революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. За период с ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Там, где была Советская власть, они были созданы почти во всех  областных и губернских городах, почти во всех уездах  и даже в ряде волостей и поселков РСФСР.

Вторая закономерность определялась первой. В результате того, что трибуналы  были созданы на большей части территории республики раньше местных судов, им пришлось рассматривать дела не только своей подсудности, но и все уголовные и подчас даже гражданские дела. В результате все трибуналы нарушали нормы декрета «О суде» № 1 о подсудности трибуналов и местных судов.

В 90-е годы произошла значительная демократизация судебной системы. В декабре 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в 1997 г, — федеральные законы об исполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, в 1998 г. — Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», в 1999 г. - федеральные законы «О финансировании судов Российской Федерации», «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Необходимо существенное обновление Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Судебная реформа при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж: судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.

 

1.2. Понятие и признаки  судебной власти

Судебная власть - одна из разновидностей государственной власти. Судебная власть осуществляется только судом в лице судей, а также  привлекаемых в установленном порядке  присяжных, народных и арбитражных  заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия и судебной власти. Судебная власть осуществляется независимо от законодательной и  исполнительной власти. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

Понятие «суд» является одним  из центральных в теории и законодательной  практике судоустройства. Несмотря на многообразие его значений в бытовой  лексике и в различных отраслях права, в законе «О судебной системе  в Российской Федерации» подлежат рассмотрению лишь основные признаки и функциональное содержание названной категории  законодательства о судоустройстве.

Суд как обобщенное понятие  конституционного и судоустройственного права представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе российского государственного механизма, самостоятельный и независимый от иных органов государственной власти, учреждаемый в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным законодательством. Суд состоит из судей - носителей судебной власти, должностных лиц, наделяемых судейскими полномочиями в результате применения особой процедуры, исполняющих свои обязанности на профессиональной основе, - и представителей народа, привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия.

Построение правового  государства в Российской Федерации  немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия[4].

В соответствии со ст. 10 Конституции  судебная власть представляет собой  абсолютно самостоятельную и  независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных  признаков:

1. Судебная власть осуществляется  специальными государственными  органами – судами (ст. 11 Конституции  РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающий права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме.

2. Исключительность судебной  власти - признак, тесно связанный  с предыдущим. Судебную власть  вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона  “О судебной системе РФ”). Никакой  другой государственный орган,  должностное лицо не имеет  права присваивать себе судебные  функции. Порядок образования  судов, их перечень определяются  Конституцией РФ и федеральными  конституционными законами. Создание  судов, не входящих в судебную  систему, определенную законом,  не допускается.

3. Независимость, самостоятельность  и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий  судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или  влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе  РФ”). Никто не имеет право  давать судье рекомендации, как  разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны  позицией и мнением сторон  в процессе. Даже вышестоящий  суд может отменить решение  нижестоящего, но не вправе дать  указания о квалификации, мере  наказания. Вмешательство в судебную  деятельность является преступлением  против правосудия и влечет  уголовную ответственность. Одновременно  с этим независимость судей  означает, что судьи сами не  имеют права подчиняться чьему-либо  мнению при рассмотрении дел.  Самостоятельность судебной власти  означает, что суды осуществляют  свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет  судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

4. Судебная власть осуществляется  путем судопроизводства, что определено  ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона  “О судебной системе РФ”. Судопроизводство  представляет собой деятельность, которая начинается при наличии  определенных законом поводов  и оснований (например, поступление  в суд уголовного дела и  достаточность содержащихся в  нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; гражданское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон “О судебной системе РФ”, перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности также помещена в главу 7 “Судебная власть”. Арбитражные дела представляют собой разновидность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществляется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции РФ.

5. Судебная власть осуществляется  на основе и в строгом соответствии  с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном суде РФ”. Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами России. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Информация о работе Судебная власть РФ