Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:24, контрольная работа
Важнейшим критерием перемен, происходящих в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще в 1991 году.
Как сказано в ней, одна из главных задач реформы состоит в утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Введение
1. Понятие и основные признаки судебной власти РФ
2. Судебная власть в системе разделения властей
3. Система органов судебной власти РФ
3.1. Система судов общей юрисдикции.
3.2. Мировые судьи
3.3. Система арбитражных судов
3.4. Конституционные (уставные) суды
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, теория разделения властей, исследуемая с древних времен, до сих пор до конца не познана. До настоящего времени она является предметом изучения, поскольку меняется соотношение экономических и политических сил в обществе, уровень демократии, усложняется процесс управления государством. Многие вопросы остаются открытыми, и ученым еще предстоит найти на них ответы.
В России сложилась разветвленная судебная система, которая представляет собой совокупность судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих соответствующей компетенцией. И хотя все судебные учреждения преследуют одну цель — осуществление правосудия, их можно разделить на три самостоятельных системы:
1) система общих судов (включая подсистему военных судов);
2) система арбитражных судов;
3) конституционная юстиция, представленная на федеральном уровне Конституционным Судом РФ.
В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" все судебные учреждения делятся еще и по территории действия. По этому критерию различают:
1) федеральные суды — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации;
2) суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды — это три самостоятельных подсистемы судебной системы страны. Их объединяют общие задачи (охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан). Все судебные органы единообразно финансируются, обязаны применять Конституцию РФ и федеральные законы. Решения всех судебных органов имеют обязательное значение. Вместе с тем каждый вид судебных органов наделяется собственной компетенцией и не вправе вмешиваться в деятельность других судов.
3.1. Система судов общей юрисдикции.
Основным звеном в
структуре судов общей
Вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ являются суды субъектов Федерации. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Структура судов субъектов более сложна, нежели районных судов, которые имеют в своем составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий, судей и народных заседателей. Суды субъектов Федерации включают президиум суда, судебную коллегию по уголовным делам, судебную коллегию по гражданским делам. Президиум формируется в составе председателя, заместителей председателя и членов суда. Судебные коллегии возглавляются председателями, являющимися заместителями председателя суда.
Завершающее звено в структуре судов обшей юрисдикции — Верховный Суд РФ. Будучи высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, выполняя особые задачи, Верховный Суд имеет систему структурных подразделений: Пленум; Президиум; Судебную коллегию по гражданским делам; судебную коллегию по уголовным делам; военную коллегию. Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа его судей. Распределение судей по коллегиям производит Пленум по представлению председателя Суда. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями председателя Верховного Суда РФ.
3.2.Мировые судьи.
17 декабря 1998 г. вступил в
силу Федеральный закон "О мировых
судьях в Российской Федерации"
Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе субъекта, согласованной с Верховным Судом РФ, или по иниииативе последнего, согласованной с субъектом Федерации. Практика пошла по пути первого варианта, поскольку органам государственной власти субъектов Федерации лучше известны местные условия и возможности для введения института мировых судей. Безусловно, создание мировых судов поможет сосредоточить усилия федеральных судов на делах, имеющих повышенное общественное значение, сократит сроки и улучшит качество их рассмотрения.
3.3.Система арбитражных судов.
С 1991 г. в России начала создаваться система арбитражной юстиции, которая в настоящее время включает в себя Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов {арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел в отдельных местностях по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Федерации могут образовываться постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания названных судов.
Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных правоотношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального предпринимателя, между Российской Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами Федерации.
Арбитражный суд субъекта Федерации действует в составе председателя, его заместителей и членов суда. В составе арбитражного суда субъекта создаются судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе названного суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Суд формирует президиум, состав которого утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда по представлению председателя суда субъекта Федерации.
В пределах своей компетенции арбитражный суд субъекта Федерации вправе рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Дела могут рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиально. Причем коллегиально дела рассматриваются в составе трех или другого нечетного числа судей-профессионалов либо в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.
Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. В его составе действуют: Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум и Пленум. По решению Пленума данного Суда в его составе могут образовываться иные судебные коллегии для рассмотрения отдельных категорий дел. Если судебные коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, то Президиум рассматривает дела в порядке надзора. Пленум изучает практику применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ.
Ведущее место в системе различных механизмов защиты прав и свобод человека в современном мире принадлежит институту конституционного контроля. Основополагающие нормы о Конституционном Суде РФ содержат Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Являясь частью судебной системы, имея черты сходства с иными судами (общие принципы судопроизводства, общий статус судей), Конституционный Суд РФ отличается от других судебных органов особым правовым положением, а конституционное судопроизводство — от уголовного, административного и гражданского. Сказанное касается предмета разбирательства, круга участников, процедур судопроизводства, мер ответственности и т. д.
Конституция достаточно подробно устанавливает порядок формирования, состав, компетенцию Конституционного Суда РФ, перечень органов, лиц, обладающих правом обращения в орган конституционной юстиции, закрепляет положение о юридической силе и правовых последствиях решений этого органа.
Федеральный законодатель наделил Суд следующими полномочиями:
1) решать
дела о соответствии
2) разрешать споры о компетенции:
3)давать толкование Конституции РФ;
4)давать заключение о
соблюдении установленного
5)выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Заключение
Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.
Кроме того, проблема эффективности работы судов в России заключается в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой игнорируются. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти.
Решением этой проблемы видится не искоренение указанных причин в порядке принуждения, а формирование такого состояния общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки решению суда. Это станет лучшей гарантией выполнения судебных решений в полном объеме и в короткие сроки.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. М., 1997. С. 6.
Баренбойм П. Божественная природа судебной власти // Российская юстиция. 1996. №1. С. 21-23.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М. 1995. С. 269-277.
Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. М., 1985. Т. 3. С. 341.
Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955.
Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право в связи с основными началами общего государственного права. Вып. 2. М., 1908.
Орлов М.М. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов. Круглый стол // Государство и право. 1995. № 4. С. 37.
Информация о работе Судебная власть в системе разделении властей в Российской Федерации