Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:35, реферат
Суд – это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.1
Суд является независимым органом власти, он подчиняется только закону. Все решения суда, вступившие в силу, обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.
Введение
1. Понятие судебной системы
1.1. Судебная система России
2. Судебные органы в системы органов государственной власти
3. Место и значение судебных органов в механизме современного государства
Заключение
Список литературы
В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремлению к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная. Действующие законы в совокупности с объективно вынесенными судебными решениями обеспечивают в обществе принцип «господства права».
Современные демократические государства закрепили в своих конституциях главные принципы организации и деятельности судебных органов: независимость и неприкосновенность судей, доступность правосудия, гласность и подзаконный характер деятельности (судебные органы действуют на основе закона и не вправе отступать от требований закона), состязательность, национальный язык судопроизводства.9
Важное место органов правосудия в системе государственного механизма предопределено правовыми гарантиями самостоятельности и независимости осуществления судебной деятельности, особым порядком создания и формирования судов (жесткие требования к кандидатам на судейские должности, четко установленный порядок их выдвижения и т.п.). Самостоятельность судебной деятельности означает, что суды действуют независимо от других органов государственной власти, а принимаемые судом решения не нуждаются в санкционировании какими-либо государственными органами: судебные акты могут быть отменены только вышестоящими судами в соответствии с установленными процедурами. В то же время ни один иной государственный орган не вправе присвоить себе полномочия по осуществлению судебной деятельности, которая является исключительной прерогативой суда. Жизнь, имущество и достоинство судей в демократическом государстве, как правило, находятся под защитой государства.
Заключение
Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители – крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.
Основной задачей суда является защита прав и свобод граждан, осуществление правосудия, охрана правопорядка, обеспечение законности и общественной безопасности. В разных странах структура судебных органов имеет свои особенности. Звеньями судебной системы (как совокупности судебных органов, обладающих различной компетенцией) могут быть верховные суды, окружные, апелляционные и т.д. Существует дифференциация судебных органов в зависимости от категорий рассматриваемых дел (гражданские, уголовные дела) и специализации судей. В некоторых государствах действуют мировые суды. Они являются низшим звеном судебной системы и рассматривают, как правило, незначительные (мелкие) гражданские и уголовные дела в упрощенном порядке.
Список литературы
1 Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999. –С. 26.
2 Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.:2000. –С. 123.
3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 28.04.2008) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.02.2009)
4 По данным с сайта http:// ru.wikipedia.org
5 Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С.- М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003. С.55.
6 Фоков А. П. Судебная власть в системе разделения властей //Государство и право, 2000, № 10, с. 51-54.
7 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. С.586.
8 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. С.588.
9 - См.: Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. Под общ. ред. Пиголкина А.С.- М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2003. С.55.