Суды общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций. В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях (см. ст. 36 УПК), а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Файлы: 1 файл

Суды общей юрисдикции среднего звена.docx

— 30.64 Кб (Скачать файл)

 

  1. Суды  общей юрисдикции среднего звена.

Правовой основой формирования судебной системы Российской Федерации  является статья 118 Конституции РФ. На основе этой конституционной нормы разработан и принят   Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ   "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" по которому  Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик,  краевые, областные суды, суды  городов федерального значения, суд автономной области, суды  автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные  суды);

4) военные суды, полномочия, порядок  образования и деятельности которых  устанавливаются федеральным конституционным  законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности  которых устанавливаются федеральным  конституционным законом.

верховные суды республик, краевые, областные  суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

К судам среднего звена  относятся: Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена  равнозначны по компетенции и  положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях (см. ст. 36 УПК), а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил (см. § 6 гл. IV учебника) принять к своему производству и уголовные дела, подсудные районным судам.

Суды этого уровня, кроме  того, вправе принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам. Для "перенесения" гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Суды среднего звена обязаны также принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции любое гражданское дело, если оно связано с государственной тайной, а также с обеспечением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 115 ГПК).

Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной  или приравненный к нему суд рассматривает  его по существу с соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение. 

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к иным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам проверки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и  обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в этом порядке эти суды проверяют свои "собственные" решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

В связи с принятием  Конституции РФ 1993 г. суды среднего звена приобрели весьма ответственное  полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и  раскрытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ).  Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" от 24 декабря 1993 г. № 13 разъяснил:

"Рекомендовать Верховным  судам республик, краевым, областным  судам, Московскому и Санкт-Петербургскому  городским судам, судам автономной  области и автономных округов,  военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных  Сил принимать к своему рассмотрению  материалы, подтверждающие необходимость  ограничения права гражданина  на тайну переписки, телефонных  переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений.

Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут  отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды".

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение ходатайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняемых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

 

 

  1. Таможенные органы РФ, основные направления деятельности по борьбе с таможенными преступлениями  и правонарушениями.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно  осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и  составляющие единую систему, в которую  входят (ст. 402 ТК РФ):

- Федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области  таможенного дела;

- региональные таможенные  управления;

- таможни;

- таможенные посты.

Центральным органом федеральной  исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, до 2004 года являлся Государственный  таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). В июле 2004 года в рамках административной реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314, ГТК России преобразован в Федеральную  таможенную службу (ФТС) при Минэкономразвития.

Федеральная таможенная служба РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

В своей деятельности Федеральная  таможенная служба РФ руководствуется  Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного  Союза (с 1 июля 2010 года), другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ.

ФТС РФ решает возложенные  на него задачи как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС РФ учебные заведения, научно-исследовательские  учреждения, вычислительные центры и  другие предприятия и организации, которые действуют на основании  положений, утверждаемых ФТС РФ.

Никакие государственные  органы, кроме Президента РФ и Правительства  РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие  компетенцию таможенных органов  РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться  в деятельность этих органов, которая  соответствует положениям Таможенного  кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.

 

Борьба с таможенными  преступлениями и правонарушениями является важным направлением деятельности таможенных органов и осуществляется во всех звеньях системы Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Во исполнение положений об органах ФТС во всех региональных  таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах созданы соответствующие подразделения (управления, отделы, отделения) для производства по делам об административных правонарушениях (нарушение таможенных правил) и для проведения оперативно-розыскных действий дознания по делам о контрабанде и других преступлениях.

Производство по делам  об административных правонарушениях  регламентируется главой 16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с  законом право рассматривает  дела об административных правонарушениях  в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил) вправе:

— руководитель Федеральной  таможенной службы Российской Федерации, его заместители;

— начальники региональных таможенных управлений и их заместители;

— начальники таможен, их заместители;

— начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Закон устанавливает не только круг таможенных органов, правомочных  рассматривать дела о нарушении  таможенных правил, но и определяет их компетенцию, т.е. наделяет соответствующим  объемом полномочий по рассмотрению тех или иных дел. При определении  органа, который должен рассматривать  дело, принимается во внимание прежде всего его компетенция, а также характер правонарушения и правовой статус лиц,  привлекаемых к ответственности.

В случае необходимости таможня  может принять к своему рассмотрению дело, по которому к ответственности  привлекается физическое лицо, если производство по этому делу вело должностное лицо нижестоящего таможенного поста. Такая  необходимость на практике может  вызываться особой сложностью или особым общественным значением, а также  местом жительства привлекаемого к  ответственности физического лица.

Региональное таможенное управление может принять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому вело должностное лицо таможенного органа данного региона, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган  данного региона, с соблюдением  общего правила: дела, по которым к  ответственности привлекаются должностные  лица организаций или лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, должны рассматриваться таможней. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил региональными таможенными управлениями вызываются случаями особой сложности или особым общественным значением, а также местом нахождения лица, совершившего правонарушение.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации как центральный  орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в  России, может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении  таможенных правил, совершенном на территории Российской Федерации, или  передать его для рассмотрения в  любой другой таможенный орган. В  последнем случае также должно соблюдаться  правило, в соответствии с которым  дела в отношении должностного лица организации, а также лица, занимающегося  предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, рассматриваются таможенным органом  не ниже таможни. Рассмотрение дел Государственным  таможенным комитетом Российской Федерации или передачи им дел для рассмотрения в другой таможенный орган также может вызываться соответственно исключительной важностью дела, особым общественным значением, совершением правонарушений в нескольких регионах.

Нарушениями таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом РФ признается противоправное действие или бездействие лица, посягающего  на установленный законодательством  контроль, осуществление которого возложено  на таможенные органы. Все виды административных правонарушений, за которые Кодексом об административных правонарушениях  установлена ответственность, можно  разделить на три группы:

1) нарушения порядка перемещения  товаров и грузов через таможенную  границу и таможенного режима;

2) нарушения правил таможенного  контроля и таможенного оформления;

3) неуплата таможенных  платежей.

Субъектами ответственности  за нарушение таможенных правил являются предприятия, учреждения и  организации, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации общих основаниях с ними отвечают иностранные физические и юридические лица и военнослужащие, в том числе другие лица, на которых pacпространяется действие дисциплинарных уставов.

Виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, включают:

— предупреждение;

— штраф;

— конфискацию товаров  и транспортных средств;

— взыскание стоимости  товаров и транспортных средств, являются непосредственными объектами  нарушения таможенных правил  товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайникам

Оперативно-розыскная деятельность и дознание осуществляется  соответствующими подразделениями таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела. Обязанность организации координации выполнения таможенными органами в пределах их компетенции функций органов дознания по уголовным делам возлагается Управление таможенных расследований и дознания ФТС.

Информация о работе Суды общей юрисдикции