Сущность и основные принципы правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Российской Федерации правового государства. Конституция утверждает, что Россия таковым является. Однако, несмотря за возросшую роль права в нашей стране за последнее столетие, в России присутствуют далеко не все признаки этого явления. Это обуславливается, прежде всего, тем, что в России была слаба традиций права и гражданского общества. Причиной этому также могло стать то, что в стране около тысячи лет имела место монархия. Подробнее эту проблематику автор рассматривает во второй главе данной курсовой работы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепция правового государства………………………………………..5
1.1. Сущность правового государства……………………………………….5
1.2. Принципы правового государства………………………………………7
1.3. Функции правового государства……………………………………….11
Глава 2. Процесс становления правового государства в России…………..……13
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...20

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образования и науки

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Гуманитарный  факультет

Кафедра социально-политических технологий

 

 

 

Курсовая работа

СУЩНОСТЬ И  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

 

Выполнил: Малахов Д.А.,

Группа 2124/2

Научный руководитель: доцент, к. философ. н., Евсеева Л.И.

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Концепция правового  государства………………………………………..5

1.1. Сущность  правового государства……………………………………….5

1.2. Принципы правового государства………………………………………7

1.3. Функции правового  государства……………………………………….11

Глава 2. Процесс становления правового государства в России…………..……13

Заключение………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………………………………...20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема данной курсовой работы - «Сущность и основные принципы правового государства».

Предметом исследования курсовой работы является феномен правового  государства. В курсовой работе рассмотрены его понятие, сущность, функции, основные принципы, изложены способы и средства реализации теоретических основ феномена на практике. Во все времена правовое государство было объектом стремления развитых обществ. Его теоретические основы и принципы рассматривались как своеобразные идеалы, к воплощению которых необходимо стремиться. В наши дни, в развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой публичной власти. Во все времена правовое государство выступало антиподом абсолютизма, деспотии, полицейского государства; в таком государстве развитию личности препятствовало бы минимальное количество факторов.

Цель работы состоит  в том, чтобы правильно и объективно раскрыть тему курсовой работы, получить достаточный объем знаний для того, чтобы в данной теме разбираться, а читателя снабдить необходимым количеством материала по вышеуказанной проблематике.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

  • дать понятие правового государства;
  • перечислить и раскрыть суть основных его принципов;
  • назвать и пояснить основные функции правового государства;
  • проанализировать современное понимание концепции правового государства;
  • показать процесс становления правового государства, его этапы, на примере России.

 

В качестве источников, в основу работы положены, в своем большинстве, учебно-методические пособия по политологии, правоведению (например, “Введение в политологию” В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, “Социальная философия” И.А. Гобозова). В формулировке принципов рассматриваемого понятия очень полезными выступили статьи О.В. Мосина  “Политико-правовые идеи и концепции правового государства “ и “Правовой статус человека и гражданина”. Автором также использовалась свободная интернет-энциклопедия wikipedia.org, использовались следующие статьи ресурса: “Государство”, “Правовое государство”. В описании процесса становления правового государства в России (глава 2), ключевым помощником выступило учебное пособие Н.А. Баранова “Политические отношения и политический процесс в современной России”.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и  практической значимостью вопросов, связанных с формированием в  Российской Федерации правового  государства. Конституция утверждает, что Россия таковым является. Однако, несмотря за возросшую роль права в нашей стране за последнее столетие, в России присутствуют далеко не все признаки этого явления. Это обуславливается, прежде всего, тем, что в России была слаба традиций права и гражданского общества. Причиной этому также могло стать то, что в стране около тысячи лет имела место монархия. Подробнее эту проблематику автор рассматривает во второй главе данной курсовой работы.

Автор считает целесообразным структурировать работу следующим образом. Общий объем текста разделен на две главы. В первой рассмотрена теоретическая составляющая вопроса: сущность правового государства, его принципы, правовые идеи и функции. Глава поделена на три подглавы согласно перечисленным аспектам понятия. Во второй главе описывается процесс становления правового государства на примере России, излагается хронология развития институтов государства, в том числе и правового, согласно историческим вехам. В заключении подведены итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями.

Авторская научная новизна  заключается в систематизации накопленных  знаний, использовании опыта научных  исследователей по теме изучения. Реферирование  литературы проведено грамотно. Также  авторская новизна заключается в подведении итогов, сделанных выводах по изученным материалам.

Практическая значимость работы заключается в:

  • использовании сформулированных данных на практике в качестве ознакомления, обучения;
  • укреплении пласта знаний по теме “Правовое государство” у самого автора курсовой работы;
  • наконец, в укреплении практических знаний, навыков по оформлению курсовой работы: в частности, знаний по форматированию текста, по составлению библиографических списков.

Работа выполнена на 20 листах компьютерного текста.

 

 

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

    1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Правовое государство - понятие, термин и основной принцип  Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции РФ определяет РФ как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Правовое государство – это некий идеал, к которому должно стремиться любое государственное образование. Человечество находится в постоянном стремлении к его полной реализации, в усовершенствовании применения его теоретических принципов на практике. Во взаимосвязи с реалиями XXI века само понятие также еще ждет своей научной разработки, это потребует тесного сотрудничества и кропотливой работы философов и правоведов.

Сам термин "правовое государство" произошел немецкого слова Rechtsstaat, которое обозначило в XVIII веке научную теорию, выдвинутую Иммануилом Кантом. Кант в этой работе связал существование Rechtsstaat с главенствующей ролью конституции страны и подчиненности ей любых действий государства. По Канту, конституция ставит целью государства обеспечение прав собственности граждан и обеспечение их мирной жизни. Эта доктрина стала основой зарождающихся теорий правового государства, была развита философами и юристами, в итоге развилась в ту теорию, которую мы имеем сейчас.

Понятие правового  государства в наши дни имеет  массу определений, все они подчеркивают различные аспекты, принципы и отличительные  черты этого явления. Однако в  основе большинства из из этих определений  лежит, прежде всего, верховенство права  и закона, иными словами номинальное равенство правительства и гражданина в отдельно взятой стране. Это ключевой принцип данного понятия.

Философская энциклопедия предлагает нам следующее определение. Правовое государство - государство, в  котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности, органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы.

Итак, в правовом государстве, прежде всего, обеспечивается верховенство права, и реализуются:

  • свободы человека;
  • наличие развитого гражданского общества;
  • всеобщее равенство перед законом;
  • принцип разделения властей как антимонополистический механизм, препятствующий сосредоточению полномочий в одном звене или институте власти;
  • ограничение государственной власти;
  • возвышение суда как средства обеспечения верховенства закона;
  • правовая защищенность гражданина от произвола любого рода.

Помимо этого, в правовом государстве также обеспечивается защита собственности, подразумевается невозможность диктатуры большинства и обеспечение прав меньшинства. Правовое государство - антоним полицейского государства, в котором всеобщее равенство перед законом не реализуется, конфликты решаются в административном (а не судебном) порядке, а чиновники и правительство действуют произвольно.

В России одним  из первых теоретиков правового государства  был Б.А. Кистяковский (1868-1920), юрист  и правовед. По Кистяковскому, основу теории правового государства составляет свобода; в нем власть должна быть ограничена неприкосновенными правами человека, ему присущи безличность и абстрактность власти, авторитет, сила и, прежде всего, нравственное оправдание. Кистяковский критикует полицейское государство, считает его отклонением от должного. Наконец, он подчеркивает, что в правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы.1 Кроме Кистяковского, в Российском правоведении проблему правового государства поднимали Б.Н.Чичерин, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич и другие.

Правовое государство - комплексная и многофакторная система. Можно выделить два ее главных  элемента:

  • свобода человека, т.е. наиболее полное обеспечение его прав;
  • ограничение правом государственной власти

В правовом государстве в отношении человека необходимо создать все условия для его юридической свободы, в основе которого лежит принцип "дозволено все, что не запрещено законом". Человек волен распоряжаться своими способностями, силами, имуществом, совестью и пр. Нельзя забывать, что правовое государство не может даровать гражданину абсолютной свободы: ведь они могут нарушать права и свободы других людей.

Сущность правового государства также заключается и в ограничении власти правом. Право здесь выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Произвол не имеет места в правовом государстве. Поскольку государственная власть имеет склонность вырождаться в различного рода злоупотребления (например, коррупция, злоупотребление служебным положением и др.), для нее необходимо создавать надежные рамки, которые ограничивали, сдерживали бы подобные явления. Также, правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки личностей, обладающих властью, не превратились в пороки самой государственной власти. По сути, право, ограничивая власть, бережет ее от саморазрушения, сохраняет сам властный механизм. Поэтому, в условиях демократии право "меняется местами" с государством — утверждается его верховенство. Люди у власти в правовом государстве являются взаимозаменяемыми “шестеренками”, деталями общего механизма, принцип работы которого предопределен. Политики и чиновники, не соблюдающие Конституцию и законы государства, должны быть заменены на беспристрастных и уважающих закон, действующих согласно ему и его не нарушающих.

Итак, правовое государство - это способ организации  власти, создающий условия для  как можно более полного обеспечения  прав, свобод человека и гражданина также для наиболее последовательного связывания государственной власти с помощью права в целях недопущения различного рода злоупотреблений.

 

 

    1. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Можно выделить два основополагающих принципа  правового государства:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод всех граждан определенного государства;
  • наиболее последовательное, грамотное связывание государственной власти с помощью права, формирование для властных структур разнообразных правовых ограничений (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст.2 Конституции РФ, где сообщается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность реализации функций государственной власти является вторичной и производной. Правовой наукой признается система личных, политических, экономических, социальных, а также культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной в 1948 г., и других международных актах.

Второй принцип воплощается  в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

  1. Реальное осуществление первого принципа, т.е. государственную власть ограничивают сами свободы и права человека и гражданина. Права человека являются базой системы «сдержек и противовесов» - правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего вторжения последнего в частную жизнь. Необходимо учитывать, что государство никогда не сможет само себя ограничить - ограничить власть может только другая власть. Иными словами, власть государства можно ограничить, прежде всего, правами человека и гражданина, которые выступают проявлением власти личности, волей гражданского общества.
  2. Проблема разделения властей занимает особое место среди правоограничивающих мер. По Монтескье, монополизация власти, ее узурпация одном лицом, органом или социальным слоем закономерно ведет к "ужасающему деспотизму". Для обеспечения законности, устранения злоупотреблений властью с целью не допустить сосредоточения всей ее полноты в чьих-либо одних руках, ее необходимо разделить на исполнительную (назначаемую представительным органом и занимающуюся реализацией законов), законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать планы развития общества путем принятия законов), и судебную (выступающую способом восстановления нарушенных прав, законного наказания виновных, правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами). Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Все ветви власти должны являться самостоятельными и носить взаимосдерживающий характер. Каждая из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.2
  3. Федеративное устройство государства является следующим средством реализации принципов правового государства. Федерация вносит свой вклад в ограничение государственной власти тем, что дополняет ее горизонтальное разделение еще и по вертикали. При активно действующих федеративных отношениях ветви власти и различные государственные структуры будут контролировать друг друга, тем самым уменьшая вероятность проявления злоупотреблений и произвола в отношении граждан. Таким образом, федеративное устройство государства в некотором роде удваивает безопасность для прав человека и гражданина. Однако, в условиях сепаратизма, при наличии неустойчивых федеративных отношений и внутригосударственного хаоса федеративное устройство государства может представлять серьезную угрозу для свободы личности (когда покушение на права гражданина происходит одновременно и со стороны субьектов Федерации, и со стороны центральной власти).
  4. Господство, верховенство закона в обществе. Закон в правовом государстве обладает приоритетом, никто не свободен от его выполнения. Важно, что закон, принятый верховным органом власти, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые представляют народ и выражают его интересы. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону, согласно принципу правового государства, при расхождении ведомственных распоряжений с законом последний имеет приоритет и должен действовать прежде всего, так как обладает высшей юридической силой. В России, например, Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии.
  5. Сформулированная И. Кантом идея взаимной ответственности государства и личности — еще один способ ограничения политической власти. В основе идеи - нравственно-юридическое начало власти. Личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих права личности. В правовом государстве субьект, обладающий властью, и личность должны выступать как равноправные партнеры, заключившие своеобразное соглашение об ответс<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_

Информация о работе Сущность и основные принципы правового государства