Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявить сущность, основные признаки и функции государства, а также причины и условия его возникновения.
2. Обозначить формы государственного правления и формы государственного устройства. Дать определение правового государства.
3. Определить средства, призванные не допустить несправедливости, творимой государством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения………………………………………………………………...4
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства…………………………………………………8
Один из средневековых философов заметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их……………………..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 32.72 Кб (Скачать файл)

     Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный  орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать  положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

      Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д. [11,с 48]

     Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления  населения.

      Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа .

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий  власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

   Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

   В свою очередь монархии бывают абсолютные и ограниченные (конституционные).

Среди республик выделяют: президентскую, парламентскую и смешанную.

      Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признаки правового государства: верховенство закона; развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод; четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти; сильная судебная власть; демократизм. Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.

 

 

3.Один из средневековых философов заметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их

Я выделяю 3 основных пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти это:

1) Практика разделения властей.  Известно, что идея разделения  властей вызревала в недрах  буржуазного права постепенно  и оформилась как теория только  в 18 веке. До этого произвол  правителей – деспотов в Европе  сдерживался нравственно – религиозными  традициями монархического правления,  угрозой народных восстаний, мнением  церкви. Впервые проблема соотношения  власти была поставлена известным  английским философом Джоном  Локком. Он говорил – законодательная  власть по необходимости должна  быть верховной и все остальные  в лице каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для  нормального функционирования правового  государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный  суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.

2) Огромное количество общественных  и правозащитных организаций.

3) Международное право (страсбургский  суд, гаагский трибунал и т.д.)

Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных до законотворческих и вне законотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

 

 

Заключение

 

В каждом конкретном обществе его  политическая система и соответствующие  ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолировано как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая  на основе определенных политических идей, политическая система того или  иного общества и соответствующие  ей идеи непрерывно взаимодействуют  друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что  именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни  общества, что именно здесь столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные  оказать влияние на разные стороны  жизни общества.

 

 

Список литературы

 

1. Архипова  Т.Г. Государственность современной  России. — М.:

РГГУ, 2003

2. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединен-

ных Штатов Америки: Роль, порядок выборов, полномочия. — М.:

Норма, 2012

3. Добрынин  Н.М. Российский федерализм: становление,  совре-

менное состояние и перспективы. — Новосибирск: Наука, 2005.

4. Исполнительная  власть в России: История и  современность, 

проблемы  и перспективы развития. — М.: Новая правовая культура,

2004

5. Керимов  А.Д. Современное государство:  вопросы теории. — М.:

Норма, 2007

6. Ленин В.И.  Государство и революция // Полное  собрание со-

чинений. Т. 33. — 5-е изд. — М.: Издательство политической лите-

ратуры, 1974

7. Нисневич  Ю.А. Государство XXI века: Тенденции  и проблемы 

развития. —  М.: КНОРУС, 2012

8. Политология: Лексикон. — М.: РОССПЭН, 2010

9. Пономарева  Е.Г. Политические институты и  отношения в со-

временной России. — М.: РОССПЭН, 2007

10. Соловьев  А.И. Политология: Политическая  теория, полити-

ческие технологии. — М.: Аспект Пресс, 2012

11. Увачев В.А. Механизм разделения властей в правовом госу-

дарстве. — М.: Перспектива, 2003

12. Федерализм: Энциклопедия / под ред. К.С. Гаджиева, В.И. Ко-

валенко, Э.Г. Соловьева. — М.: Изд-во МГУ, 2000

13. Хейвуд Э. Политология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

14. Хомский  Н. Государство будущего. — М.: Альпина, 2012

 


Информация о работе Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения