Сущность правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

И если задача организовать мирное и справедливое сожительство людей на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис обнажает прежде всего глубокий недуг современного правосознания. Курсовая состоит из четырёх глав: «место правосознания в системе форм общественного сознания», «структура правосознания», «виды (формы) правосознания», «философия правосознания». В данной работе я исследую вопрос о сущности правосознания. Дело в том, что в последнее время многие учёные правоведы стали выделять правосознание в отдельную отрасль правовой науки. Объясняя это непреходящим значением феномена правосознания в системе форм общественного сознания и огромным влиянием его на правовую действительность.

Содержание работы

1.Введение.
2.Понятие правосознания.
3.Структура правосознания. Правовая идеология и социально-правовая психология – структурные элементы правосознания.
4.Виды (формы) правосознания.
5.Философия правосознания.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Современная Гуманитарная.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

     Современная Гуманитарная

               Академия

                                        

                        Курсовая  работа

 

                                     по

 

                  Теории государства и права

 

                             на тему:

 

    «Сущность правосознания»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                        

                                                                                             Выполнила:

 

                                                                                      студентка 1-ого. курса

 

                                                                                               группы 3Юп1-1109

       

                                                                                              Таймасханова П.Т                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                        

 

                       г.Хасавюрт      

                                                            2012 г.                                                                                                            

Содержание:

 

1.Введение.

2.Понятие правосознания.

3.Структура правосознания. Правовая идеология и социально-правовая психология – структурные элементы правосознания.

4.Виды (формы) правосознания.

5.Философия правосознания.

6.Заключение.

7.Список литературы. 

ВСТУПЛЕНИЕ                              

Как бы не было велико значение материального фактора  в истории, какою бы силою потребности тела не приковывали к себе интерес и внимание человеческой души, - дух человека никогда не превращается в пассивную, недействующую среду, покорную материальным  влияниям и телесным зовам. Мало того, именно слепое бессознательное повиновение этим влияниям и зовам умаляет его достоинство,  ибо достоинство его  в  том, чтобы быть творческою причиною, творящею свою жизнь по высшим целям, а не пассивным медиумом стихийных процессов в материи.

Историческая  эпоха, ныне переживаемая  народами  должна  быть осмыслена, как эпоха великого  духовного разоблачения и пересмотра.

Бедствие мировых  войн и революций, постигшее мир  и  потрясшее всю жизнь народов до самого корня, есть, по существу своему, явление стихийное и поэтому оно только и может иметь стихийные причины  и основания. Но всюду, где  вспыхивает стихия и где она, раз разгоревшись,  овладевает делами и судьбами людей, всюду,   где люди оказываются бессильными  перед ее слепым и сокрушающим порывом,  -всюду вскрывается несовершенство, или незрелость,   или вырождение духовной культуры  человека :  ибо  дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону,   своему развитию и своей цели. Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение,  ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование  стихии остается его  высшим заданием. И,   как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека  должен  принять  свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождению  и  перерождению. Но  это то и  значит  осмыслить  стрясшуюся беду, как великое духовное разоблачение.

Стихия, ныне вовлекшая  человека в неизмеримое  злосчастье великих войн и потрясений, есть стихия  неустроенной и ожесточившейся человеческой души.

И если задача организовать мирное и справедливое сожительство людей  на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис обнажает прежде всего  глубокий недуг современного правосознания.

Курсовая состоит из четырёх глав: «место правосознания в системе форм общественного сознания», «структура правосознания», «виды (формы) правосознания», «философия правосознания». В данной работе я исследую вопрос о сущности правосознания. Дело в том, что в последнее время многие учёные правоведы стали выделять правосознание в отдельную отрасль правовой науки. Объясняя это непреходящим  значением феномена правосознания в системе форм общественного сознания и огромным влиянием его на правовую действительность.   В данной работе я сделал попытку исследовать правосознание с точки зрения правой теории.           

 

 

            ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

 

» Существенную роль в правовой жизни общества играет субъективная сторона правовой действительности - правовое сознание.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами  общественного сознания - нравственным, политическим, философским и др. и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и т.д.), т.е. у них разное правосознание.

Правосознание - это одна из форм, видов общественного  сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т.е. в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.

В отечественной  юридической литературе часто правосознание определяют как «отражение юридической действительности», а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как «отражение норм права, законодательства». Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть u1088 реагируют на правонарушения и преступность, т.е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.

Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного сознания, так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Правосознание также связано с политическим и религиозным сознанием. Те, кто настроен статически, особо подчеркивают взаимосвязь правосознания с политическим сознанием, рассматривая право как результат политической воли, другие - с религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего связано с религиозным сознанием. Он писал, что «эстетический вкус, сам по себе, не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научное мышление, само по себе, не в состоянии направлять государственного деятеля; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу за право. Одна религия оказывается здесь в исключительном положении»

                        

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании  отражаются лишь те явления,  которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность  правосознания выражается также  в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность,  законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

Правосознание - особый элемент правовой действительности. Главная черта, присущая правосознания и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно , так сказать, "чистая", хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания1.

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами  общественного сознания - нравственным, политическим, философским и др.2 и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

Сознание возникает  в процессе любой деятельности и  проявляется в ней. Поэтому функции  или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.



Согласно теоретической  концепции, разделяемой многими  авторами, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная.(см. схему 1.) Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр. Схема 1 наглядно показывает как правосознание осуществляет воздействие на личность и общественные отношения, необходимо только отметить, что результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта права в виде правомерного или противоправного поведения.3

Таким образом, важно учитывать, что на поведение людей воздействуют политические, правовые, нравственные взгляды, взятые не в отдельности, а в виде сплава, т. е. образований, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти образования выступают как состояние общественного сознания. А. Уледов правильно, на мой взгляд, отмечает, что в процессе формирования состояний общественного сознания проявляются закономерности связи между различными формами сознания4.

 

 

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

ПРАВОВАЯ  ИДЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

Правосознание — сложное структурное образование. Его структурная характеристика может быть дана в раскрытии составляющих элементов — правовой идеологии и социально-правовой психики; его можно исследовать как правосознание общественное, групповое, индивидуальное; можно показать структуру правосознания через осуществляемые им функции.

В данной работе я раскрываю структуру правосознания в единстве правовой идеологии и правовой психологии.

В основе взаимодействия и  взаимосвязи идеологических и социально-психологических элементов правового сознания лежит отражение этими структурными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений общественного развития. Тесная связь правовой идеологии и общественной. психологии отчетливо проявляется в функциях правового сознания: гносеологической, прогностической, правового моделирования и регулирующей. В осуществлении всех этих функций неизменно присутствие обоих структурных элементов правового сознания –идеологического и социально-психологического, рационального и эмоционального. Но характер соотношения данных элементов определяется и особенностями конкретной функции правового сознания, и сферой общественных отношений, на познание, моделирование и регулирование которых она направлена, и особенностями структуры сознания социальных групп или личностей, которые находятся в сфере действия функций правового сознания.

Правовая идеология  выступает всегда как систематизированное, проникнутое единством. осознание в юридических категориях (законности, справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития; с точки зрения интересов рабочего класса и трудящегося крестьянства (в современных условиях—всего общества). Это осознание построено на подлинно научной основе, однако процесс познания и формирования правовых идей и принципов идеологии невозможен без социально-психологических компонентов. Социально-правовая психология приводит в движение правовую идеологию, придает действенность правовым идеям. Правовая идеология выражается и функционирует через психологические механизмы.

Следует отметить, что соотношение идеологических и психологических элементов различно, в различных формах общественного сознания. В политическом, правовом, философском сознании преобладают идеологические элементы; в этических, эстетических, религиозных формах сознания — социально-психологические.

Информация о работе Сущность правосознания