Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:40, научная работа
Технические нормы всегда рассматривались вне системы правового регулирования ввиду необычности субъектов и объектов соответствующих отношений. Содержание технических норм определяется, объективными данными, независимо от субъективного отношения к ним. От человека зависит только выбор целей, а технические нормы служат правилами их достижения.
Технические нормы всегда
рассматривались вне системы
правового регулирования ввиду
необычности субъектов и
В наше время необходимо коренным образом изменить взгляд на техническое регулирование и свойственные ему правила. Этого требует усиленная технизация, электронизация и информатизация многих сторон общественной жизни и закономерности глобализации, включая правовую сферу. Опасности, связанные с техногенными и природными катастрофами, служат дополнительными аргументами. Признание роли технико-юридических норм и включение их в систему права позволит лучше понять и использовать такой эффективный регулятор социально-экономических процессов. Можно предвидеть, что удельный вес таких норм будет возрастать не столько за счет количественных, сколько качественных изменений. К примеру, в перечне приоритетных научных направлений — развитие нанотехнологии как процесса построения новых объектов и материалов с помощью манипуляций с отдельными атомами. Уже ведется работа по созданию одобренного мировым сообществом строгого свода правил о применении нового знания.
Технико-юридические
Нормы различаются по своему содержанию. Одни из них — технологические - адресованы конкретному лицу в рамках его должностных обязанностей, другие — производственные и строительные — адресованы как обязанному субъекту, так и его партнерам, третьи устанавливают количественные показатели операций — квоты, объемы, статьи, отчетность и т.п., четвертые содержат нормативы (ориентиры и пределы) действий.
Законодательство
а) о нормативных основаниях принятия таких норм, содержащихся в законах и подзаконных актах;
б) о разных видах технико-юридических норм, которые должны быть введены в действие;
в) об обязанностях органов исполнительной власти принять определенные виды технико-юридических норм;
г) о поручении принимать меры технического регулирования;
д) об обязательности введения таких норм, как условия возникновения правоотношений, и запрете юридических действий без их принятия;
е) об обязательном характере соблюдения технико-юридических норм;
ж) об ответственности за соблюдение технико-юридических норм.
Как и традиционные нормы права, технико-юридические нормы защищены законом. В Трудовом кодексе РФ закреплены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.( проверка знаний работниками инструкций, наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования в данной сфере) Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, предполагает оценку выполнения им производственно-технических требований. Ведь при заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с локальными актами, имеющими отношение к его трудовой функции.
Средством обеспечения технико-
Легальные основания создания технических норм
Шагом вперед в развитии технического регулирования стал Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 1840-ФЗ «О техническом регулировании», который придал технико-юридическим нормам статус законодательных норм, способствуя тем самым формированию их мощного комплекса.
В нем была дано определение технического регулирования как правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В настоящее время в РФ действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукция, процессов производства и др.
Для обеспечения целостности всего блока технического регулирования, технические регламенты, международные стандарты, документы и правила стандартизации, нормы стандартизации составляют Федеральный информационный, фонд технических регламентов и стандартов. Этот фонд является государственным информационным ресурсом. Порядок его создания и ведения устанавливается Правительством РФ.
Много технико-юридических норм содержится в актах, утверждаемых Правительством РФ. Преимущественно это предписания, имеющие важное значение и касающиеся огромного крута физических и юридических лиц. Таковы, например, правила оказания услуг связи.
Наибольший объем технико-
На развитие всего комплекса технико-юридических норм все сильнее влияют международно-технические акты и нормы. На предприятиях России активно внедряется международная система качества ХАССП, которая введена в качестве ГОСТа. Международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, при этом технический регламент может быть принят международным договором. В стране широко внедряется система международной бухгалтерской отчетности.
Налицо тенденция
Как видим, сейчас действует огромное количество технико-юридических норм. Потребность в их высоком качестве и эффективном использовании становится все более острой. Что же нужно сделать для ее удовлетворения? Тут не обойтись «чисткой» в этом массиве, сокращением одних норм, формированием других. Требуется системный подход.
Необходимо техническое регулирование признать специальной разновидностью правового регулирования, а технико-юридические нормы — одним из источников права.
Нужны исследования в данной области, которые позволят установить типичные черты технико-юридических норм. Это — подчиненность нормам закона в качестве средства их специализированного юридического обеспечения. Это — формирование массива норм по предметно-отраслевому признаку и главным образом в рамках административного права и других отраслей права, где их пока не замечают.
В то же время обнаруживаются
трудности в создании и применении
технико-юридических
Особенно часто нарушенют экономические субъекты, которые в погоне за прибылью часто игнорируют технико-юридические предписания, Более того, при создании бизнес-структур и регистрации уставов, лицензировании и т.п. степень их признания и использования остается вне поля зрения госорганов. Да и коррупция легко ломает такие полезные административные процедуры.
Деятельность исполнительных и муниципальных органов в данной сфере как в процессе организации подготовки, анализа и экспертизы документов, так и контроля, надзора остается малоэффективной.
К сожалению, госслужащие
и работники организаций и
учреждений слабо знают технико-
Таким образом, признание и упорядочение технико-юридического регулирования частью правового регулирования послужит эффективности права в целом.