Теории федерализма на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 03:25, реферат

Описание работы

Бесспорно, что общие определения, понятия должны развиваться и уточняться в соответствии с исторической практикой и её научным осмыслением. Но при этом не следует забывать, что эти уточнения не могут изменить сущностную характеристику рассматриваемого явления или предмета… Задача науки состоит не в том, чтобы оправдывать противоречащую естественно-историческим процессам политическую практику. Она призвана на основе объективного анализа этих процессов выявлять определяющие социального прогресса, вырабатывать обоснованные рекомендации по оптимальной организации жизнедеятельности государства и общества и, конечно же, упреждать волюнтаризм политиков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Основные исторически сложившиеся теории федерализма 4
Глава 2 Научная мысль о современном федерализме в России
2.1 Освещение вопросов федерализма в постсоветский период 9
2.2 Проблемы и перспективы современного российского федерализма 13
Заключение 20
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Теория федерализма.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Подходя прагматически, необходимо постепенное ненасильственное укрупнение субъектов Российской Федерации, поскольку существующее количество является существенным препятствием для эффективного управления из федерального центра. Насильственное укрупнение субъектов Российской Федерации может привести к ненужным конфликтам, трениям и противостоянию. Региональная экономическая интеграция субъектов Российской Федерации вследствие экономической необходимости и перспектив экономической выгоды может повлечь за собой политическую интеграцию с соответствующим правовым оформлением со стороны федерального центра.

Изменение договорной практики правового регулирования федеративных отношений между федеративным центром и субъектами потребует принятия целого ряда законов. Количество договоров следует существенно уменьшить, но вряд ли следует полностью отказаться от договорной практики регулирования федеративных отношений: необходимо принять федеральный закон, устанавливающий порядок заключения и реализации договоров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам их совместного ведения, предусмотренных ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Необходимо более обдуманно, чем  это было сделано в статьях 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации 1993 г., подойти к проблеме разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами федерации. Должен быть выработан критерий, по которому можно было в каждом конкретном случае однозначно относить полномочия в ведение либо Федерации, либо субъекта.

Необходима поддержка со стороны федерального Центра местного самоуправления в субъектах РФ, что будет также способствовать развитию и укреплению традиционных основ российского федерализма в рамках существующих правовых отношений без кардинального изменения законодательства Российской Федерации.

Заключение

Федерализм - обязательная стадия, через  которую проходит политическая организация общества на пути объединения, это одно из наиболее распространенных средств политической интеграции. Федерализм есть путь соединения, а не разъединения, будь это федерализм национально-государственный, когда объединяются в одну политическую организацию разрозненные части единой национальной или политической системы, или международный, когда независимые государства и нации объединяются друг с другом в одну общую систему. Федерализм - необратимый процесс политической интеграции.

Великое достоинство всякого федерального образования заключается в том, что оно расширяет поле мира, увеличивая объем упорядоченной правом системы. Уменьшая число не только малых, но и вообще государств, федерация сокращает количество войн, конфликтов, раздоров, неизбежных среди мелких самостоятельных образований.

Федерализм есть политическое средство национального и интернационального объединения. Эта роль федерализма  подтверждается всей политической историей. Иными словами, теория федерализма не нуждается в построении с нуля, ибо она уже существует. Она нуждается в переосмыслении и в обобщении, с учётом всех тех поправок, которые привносят в неё как политико-юридическая практика современных государств, так и достижения современной научной мысли.

Список используемых источников и литературы

1. Айбазов Р.У. Генезис  теории и государственно-правовой  практики современного федерализма//Право и управление. XXI век, 2007, № 1. //

2. Гаджиев К.С. Введение  в политическую науку: Учебник  для высших учебных заведений. -М., 1999// http://polbu.ru(26.05.2010)

3. Глигич-Золотарева М.В. Российский  федерализм в XXI веке: новое и хорошо забытое старое//Государство, право, управление. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2008//http://www.milena-gligic.narod.ru(02.06.2010)

4. Голованов А. Унитарное против федерального //Народный политолог. 06.06.2009 // (21.05.2010)

5. Зулькарнай И.У. Россия: федеративное  или унитарное государство? Взгляд экономиста/Доклад на заседании Отделения социальных и гуманитарных наук АН РБ 14.10.2009//

6. Карапетян Л.М. Федеративное  устройство Российского государства. - М., 2001

7. Кирдина С.Г. Теория  институциональных матриц (пример  российского институционализма) // Постсоветский институционализм / Под ред проф. Р.М. Нуреева. - Донецк, 2005// http://www.kirdina.ru(01.06.2010)

8. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России -М.,2000.//http://www.kirdina.ru(01.06.2010)

 




Информация о работе Теории федерализма на современном этапе