Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 09:12, реферат
Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в
развитии взглядов на происхождение общества и государства,необходимо
кратко перечислить некоторые из известных концепций,в которых рассмат-
риваются данные вопросы.
1) Проблема происхождения государства:основные теории.
2) Т.Гоббс и его теория общественного договора.
3) Дж.Локк об общественном договоре.
4) Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.
2ТЕОРИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ДЖ.ЛОКК,Т.ГОББС,Ж.-Ж.РУССО)
_ 2План:
1) Проблема происхождения государства:основные теории.
2) Т.Гоббс и его теория общественного договора.
3) Дж.Локк об общественном договоре.
4) Теория общественного
договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.
11) Проблема происхождения
государства:основные теории.
Чтобы понять
содержание теорий
развитии взглядов на происхождение общества и государства,необходимо
кратко перечислить некоторые из известных концепций,в которых рассмат-
риваются данные вопросы.Среди множества теорий и концепций следует
назвать в первую очередь следующие:
2* 0мо мнению Платона,общество и государство существенно не различались
между собой.Государство было формой совместного поселения людей,обес-
печивавшей защиту
совместных интересов,территории,
ка,развитие производства,удовлетворение повседневных нужд,
2* 0У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и
государства.Он полагал,что государство воплощает в себе систему отно-
шений особого типа - отношений господства и подчинения,которые он наз-
вал политическими.Изучив различные формы государственного устройства
древнегреческих полисов,он предложил в качестве идеальной т,наз.поли-
тию,т.е. государство,в
котором органически
хии,аристократии и демократии,
2* 0в средневековой Европы прочно утвердилось мнение о том,что государс-
тво есть результат творения бога,своеобразный договор бога и челове-
ка.Такой взгляд
на происхождение государства
2* 0в 17 - 18 вв. появляются теории,позже объединенные понятием теорий
общественного договора.Подробно о них пойдет речь дальше.Эти тео-
рии,имевшие различные модификации,оказались чрезвычайно популярными и
сохраняют свое значение поныне,
2* 0из других теорий происхождения государства,имевших большое значение
в развитии человечества,следует назвать марксистскую теорию.Ее сторон-
ники происхождения государства видят в классовой борьбе.Чтобы враждеб-
ные классы "не пожрали" друг друга,нужна сила,которая будет поддержи-
вать порядок в обществе.Эта сила,защищая интересы господствующего
класса,будет держать в повиновении классы эксплуатируемые.
Тема данного вопроса - теории общественного договора,о которых пой-
дет речь ниже.
12) Томас Гоббс
и его теория общественного
договора.
Томас Гоббс
(1588-1649),английский
трактате "Левифиан,или материя ,форма и власть государства церковного
и гражданского" впервые,пожалуй,изложил теорию общественного договора
в определенной ,четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на
аргументах разума) форме.
По мнению Гоббса,появлению государства предшествует так называемое
естественное состояние,состояние абсолютной,ничем неограниченной сво-
боды людей,равных в своих правах и способностях.Люди равны между собой
и в желании господствовать,обладать одними и теми же правами.Поэтому
естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние вой-
ны всех против всех ".Абсолютная свобода человека - стремление к анар-
хии,хаосу,беспрерывной
борьбе,в которой
века человеком.
В этой
ситуации естественным и
ничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка
всех.Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в
состоянии общественного мира.Они договариваются между собой об этом
ограничении .Это взаимное самоограничение называется 2общественным до-
2говором 0.
Ограничивая свою естественную свободу ,люди вместе с тем передают
полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той
или иной группе или отдельному человеку.Так возникает государство,
власть которого суверенна,т.е. независима ни от каких внешних или
внутренних сил.Власть государства ,по убеждению Гоббса ,должна быть
абсолютна,государство вправе в интересах общества в целом предприни-
мать любые меры принуждения к своим гражданам.Поэтому идеалом госу-
дарства для Гоббса была абсолютная монархия,неограниченная власть по
отношению к обществу.
13) Джон Локк
об общественном договоре.
Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17
в.Дж.Локк (1632-1704).
В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает
иной взгляд на первоначальное ,естественное состояние человека.В отли-
чии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех",Локк считает
первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы,а выражение
естественного их равенства и готовности следовать разумным естествен-
ным ,природным законам.Эта естественная готовность людей приводит их к
осознанию того,что в интересах общего блага необходимо,сохранив свобо-
ду,часть функции отдать правительству,которое призвано обеспечить
дальнейшее развитие
общества.Так достигается
ду людьми ,так возникает государство.
Основная цель государства - защита естественных прав людей,прав на
жизнь,свободу и собственность.Легко заметить ,что Локк существенно от-
ходит от теории Гоббса.Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства
над обществом и людьми.Локк акцентирует другое:люди отдают государству
лишь часть своей естественной свободы.Государство обязано защищать их
естественные права
на собственность,жизнь,свободу.
человека ,тем шире круг его обязанностей перед обществом.Государство
при этом не обладает абсолютной произвольной властью.Общественный до-
говор предполагает ,по мнению Локка,и ответственность государства пе-
ред гражданами .Если государство не выполняет своего долга перед людь-
ми,если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться про-
тив такого государства.
Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического
государственного устройства.Его идеал - английская конституционная мо-
нархия,в которой воплощено равновесие интересов личности,и государства.
Взгляды Локка
нашли яркое выражение в "
и в "Декларации
прав человека и гражданина" во Франции.
13) Теория общественного
договора в системе взглядов
Ж.-Ж.Руссо.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)
был одним из крупнейших
цузского Просвещения.Его теория общественного договора существенно от-
личалась как от взглядов Гоббса,так и от воззрений Локка.
Естественное
состояние людей Руссо
гармонии с природой.Человек не нуждается ни в общественных ограничите-
лях,ни в морали,ни
в систематическом труде.
нию удерживает его от состояния "войны всех против всех".Однако,насе-
ление растет,меняются географические условия,развивается способности и
потребности людей,что приводит в конечном счете к установлению частной
собственности.Общество расслаивается на богатых и бедных,могуществен-
ных и притесненных,которые враждуют между собой.Неравенство развивает-
ся постепенно:сначала признаются богатство и бедность,затем - могу-
щество и беззащитность,наконец - господство и порабощение.Общество
нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор,по ко-
торому власть над обществом переходит государству.Но в основе госу-
дарственной власти,по мнению Руссо,лежит воля и свободы каждого от-
дельного человека.Эта свобода и воля остаются абсолютными,неограничен-
ными и после заключения общественного договора.Поэтому ,Руссо выдвига-
ет свой знаменитый тезис о том ,что носителем и источником власти яв-
ляется народ,который может и должен свергать власти,нарушающие условия
общественного договора.Суверенно не государство,суеверен народ.народ
творит законы,меняет их,принимает новые.
Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью.Именно они
лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен
Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского
террора.
_Основные понятия:
общественный договор,
всех",суверенитет.
_Вопросы и задания:
1) Дайте определение основным понятиям.
2) Охарактеризуйте взгляды Гоббса,Локка и Руссо.
3) В чем состояли
принципиальные различия в
венного договора этими мыслителями?
4) Найдите тексты "Декларации независимости" и "Декларации прав чело-
ека и гражданина".Какие известные вам взгляды Локка нашли в них вы-
ражение?
5) Почему именно
теоритические построения
не революционной
партии Французской революции
- якобинцам?
3.2 Г. Гроций и Т. Гоббс
Во главе естественной школы права стояли Т. Гоббс и Гроций.
Концептуализация теории общественного договора начинается с итальянского мыслителя Гуго Гроция (1583-1645) - одного из ранних творцов "юридического мировоззрения" нового времени. Государство им определяется как "совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы". Сам принцип договора диктуется естественным правом, ибо, замечает Гроций Г., необходимо, чтобы м. людьми существовал какой-нибудь порядок соблюдения взаимных обязательств. В этой связи Гроций Г. приводит высказывания ряда авторов (Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Плутарха, Тертуллиана и др.) о роли согласованного общего мнения в деле решения социальных проблем в связи с осуществлением естественного права каждым. Специальное внимание Гроций Г. уделял вопросу о праве поданных сопротивляться действиям власти, "противным естественному праву и божественным заповедям". Взгляды , Гроция Г. о естественном праве и государстве как союзе, создаваемом ради соблюдения права, использовались и развивались Локком Д., Руссо Ж.-Ж., Джефферсоном Т. и др. мыслителями для обоснования идей о неотчуждаемых естественных правах и свободах личности, о праве подданных свергнуть несправедливое правительство, об общественном договоре как проявлении суверенитета народа, о конституционно-правовом оформлении и ограничении власти государства, о господстве права и правового закона в условиях правового государства. В Англии Локк отталкиваясь от пессимистичной теории Гоббса, стал склоняться к интерпретации естественного состояния как равенства и свободы индивидов. Во Франции Монтескье считал, что естественные законы представляют собой досоциальное явление, а потому стоят выше религии и государства, а Руссо доказывал, что именно “дикарь является носителем добродетели благодаря своей изолированности от цивилизации”. Идеи Гоббса оказываются, поэтому источников различных интерпретаций общественного договора. Этот мыслитель впервые использовал достижения новой физики (Коперника, Кеплера, Галилея) для изучения общества. Геометрический метод, основанный на математических расчетах, гораздо более доказателен, чем сочинения моралистов предшествующего времени. Согласно данному подходу, процесс познания идет от чувственных данных к основополагающим принципам, от установления причин явлений к пониманию их действия. Появляется возможность рассмотрения общества как определенного механизма, подчиненного известным законам в своем функционировании.