Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:39, доклад

Описание работы

Важное значение как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права. Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.

Файлы: 1 файл

Теории происхождения государства и права.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебей2ской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

Основные положения  материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и  экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».

Впоследствии  положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого по способности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.

Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Маркситско-ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.

Заслугой марксизма  являются постулаты о том, что  право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы  индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений».

Заключение. 

Уже тысячелетия  люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои  действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление  многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины  происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной  теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем  виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства  может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Примечание.

1.  Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) философ, систематизатор схоластики на базе христ. аристотелизма сформулировал 5 доказательств бытия бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия человеческого разума утверждал, что природа завершается благодати, разум - в вере, философское познание естественная теология, основана на аналогии сущего, - сверхъестественного откровения.

2.  Гай Саллюстий Крис (86 ок. 35 до н.э.) римский историк. Из сочинений дошли письма к Цезарю монографии, «О заговоре Катилины» и «Югуртинская война».

3.  Гай Юлий Цезарь (102 - 44 до н.э.) римский диктатор. Полководец. Сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей стал практически монархом. Убит в результате заговора республиканцев. Автор «Записок о гражданских войнах»; провел реформу календаря «Юлианский календарь».

4.  Аристотель (384 -322 до н.э.) древнегреческий ученый и философ. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположний формальной логики, создатель силлогистики. Воспитатель Александра Македонского.

5.  Руссо Жан-Жак (1712 - 1778) французский писатель и философ, представитель сентиментализма. Идеи Руссо оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

6.  Локк Джон (1632 - 1704) английский философ материалист, создатель идейно политической доктрины либерализма. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теории образования общих идей (абстракций). Идеи Локка оказали значительное влияние на французских материалистов XVIII века и утопический социализм начала XIX века

7.  Цицерон Марк Тулий (106 - 43 гг. до н.э.) римский политический деятель оратор и писатель, сторонник республиканского строя. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданский войн в Риме.

8.  Монтескье Шарль Луи (1689 - 1755) французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стемился скрыть причины того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства, утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления.

9.  Ницше Фридрих (1844 - 1900) немецкий философ, представитель иррационализма, один из основателей «Философии жизни». Реакционные тенденции учения Ницше развивало Ницшеанство, их использовали идеологи немецкого фашизма.

10. Платон (428 - 348 до н.э.) древнегреческий философ идеалист, ученик Сократа. Учение Платона первая классическая форма объективного идеализма. Познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику, наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.

Список использованной литературы.

1.  Конституция РФ. М., 1993 г.

2.  Советский Энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1632 С.

3.  Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993 г.

4.  Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., 1981 г.

5.  Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994. - 360 С. 

6.  Лившиц Р.З. Теория права - М.: БЕК, 1994 - 224 С.

7.  Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996, 476 С.

8.  Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993.

9.  Храпанюк В.Н. Теория государства и права М., 1993.

функция права - это реализация его социального назначения. Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

Правовое воздействие - это такая категория, которая характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия - наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Раскрывая понятие «функция права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».

Правовое воздействие - это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.

Правовое регулирование - это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.

Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.

Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие функция права» охватывает оба названных вида воздействия.

В целях более четкого уяснения понятия «функция права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: «роль права», «задача права» и «функционирование права».

Термин «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития.1

Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.

Термин «задача права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.

Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и, соответственно, права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т. п.

Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Если «функция права» - понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права - вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций - это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование - это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Информация о работе Теории происхождения государства и права