Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:25, реферат

Описание работы

О божественном начале (источнике) права свидетельствуют мифы многих народов. В Египте, Индии, Вавилоне, Греции, Иудее, Риме боги жили очень близко к людям, иногда среди них, помогали людям, иногда прямо, иногда косвенно. Они и установили среди людей органы власти, порядок жизни и, конечно, право. То есть боги свои законы насаждали среди людей, обязывали их исполнять эти законы. При этом праву придается нравственный смысл. Право — это Богом данное искусство добра и справедливости. Связь права и религии была настолько прочной, что праву (как и государству) стали приписывать божественное происхождение. Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".

Файлы: 1 файл

Рефераты.docx

— 23.88 Кб (Скачать файл)

1)Теологическая теория происхождения права — учение, которое исходит из божественного происхождения права как явления вечного, выражающего волю бога и высший разум.

2)О божественном начале (источнике) права свидетельствуют мифы многих народов. В Египте, Индии, Вавилоне, Греции, Иудее, Риме боги жили очень близко к людям, иногда среди них, помогали людям, иногда прямо, иногда косвенно. Они и установили среди людей органы власти, порядок жизни и, конечно, право. То есть боги свои законы насаждали среди людей, обязывали их исполнять эти законы. При этом праву придается нравственный смысл. Право — это Богом данное искусство добра и справедливости. Связь права и религии была настолько прочной, что праву (как и государству) стали приписывать божественное происхождение.        Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми". 

3)Теологическая теория призывает:

   • принять государство  и власть как данность, полученную  свыше;

   • признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель  Бога на Земле, монархи - представители  Папы и через него Бога в  своих государствах);

   • полностью и во всем  подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей  небесной на Земле, - то есть  монархам и государству;  не  пытаться изменить установленный  Богом порядок.

4)Достоинства данной теории:

   - способствует укреплению  гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

   - препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским  войнам, переделу власти и собственности.

5)Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Современным инвариантом теократической теории является  христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

                                                      План 

1) Основное определение теологической  теории происхождения права.

2) Общие понятия о теологической  теории.

3) К чему призывает теологическая  теория.

4) Достоинства данной теории.

5) Недостаток теории.

6) Используемые источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники:

  1. http://webarhimed.ru/page-14.html
  2. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/t-proishozhdeniya-gosudarstva.html
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Теологическая_теория_происхождения_государств
  4. http://www.interlaw.dax.ru/student/15/G3.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Теория общественного договора — социально-философская теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

2)Суть естественно-правовой теории  в том, что, по мнению ее  авторов, в основе государства  лежит так называемый "общественный  договор", который состоит в  следующем:

  - первоначально люди находились  в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

- каждый преследовал только  свои интересы и не считался  с интересами других, что приводило  к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное  общество могло уничтожить само  себя;

- чтобы этого не случилось,  люди заключили "общественный  договор", в силу которого каждый  отказывался от части своих  интересов ради взаимного выживания; 

- в результате был создан  институт согласования интересов,  совместной жизни, взаимной защиты - государство.

3)Теория общественного договора  имела большое прогрессивное  значение:

= были разрушены теологические  и патриархальные представления  о возникновении государства,  а вместе с ними идеалы святости  и непогрешимости власти, полного  подчинения ей, отсутствия у народа  возможности повлиять на власть;

= сделан шаг к созданию гражданского  общества;

= фактически выдвинут принцип  народного суверенитета ~ власть  производна от народа и принадлежит  народу;

  = теория,  демократичная   по  своей  сути, подготовила  почву возникновению республик  - как альтернативы реакционным  монархиям XVII - XVIII вв.;

= согласно теории государство  и народ имеют взаимные обязательства  - народ соблюдает законы, платит  налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

 

 

4) Существенным недостатком данной  теории является ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее  идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали  другими путями - войнами, насилием  и при наличии иных условий;

- ни одно государство не возникло  на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

- сам по себе общественный  договор между всеми членами  общества маловероятен в силу  различия интересов и слишком  большого числа жителей государства,  физически неспособных знать  и учитывать интересы друг  друга;

  - общество воспринимается одномерно,  как единое целое, в то время  как в реальной действительности  оно разделено на различные  группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные  интересы и враждебные друг  другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      План

1) Основное определение теории общественного договора происхождения права.

2) Суть естественно-правовой теории.

3) Достоинства данной теории.

4) Недостаток теории.

5) Используемые источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Общественный_договор
  2. http://webarhimed.ru/page-14.html
  3. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/t-proishozhdeniya-gosudarstva.html
  4. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st084.shtml

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Теория насилия — одна из  распространённых теорий происхождения  государства и права. Основной  принцип теории насилия заключается  в том, что главная причина  возникновения государства и  права лежит не в социально-экономическом  развитии общества и возникновении  классов, а в завоевании, насилии,  порабощении одних племён другими  (т.е. связана с факторами военно-политического  характера).

2)Причину происхождения и основу  политической власти и государства  они видели не в экономических  отношениях, а в завоевании, насилии,  порабощении одних племен другими.  В отдельных случаях такие  причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие  зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер).

3)Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

   ≈ сбор дани дружинниками;

   ≈ расширение подвластных  королю (феодалу) территорий;

   ≈ огораживание (сгон крестьян  и присвоение угодий);

   ≈ иные формы насилия.

   Для поддержания установленного  порядка также требовалось насилие  (чиновники, армия и т. д.), и  возникла необходимость создания "охранительного аппарата"

4) В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

 5)Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

 

 

 

 

                                                  План 

1) Основное определение теории насилия.

2) Суть насильственной теории.

3) В чем выражалось насилие.

4) Достоинства данной теории.

5) Недостаток теории.

6) Используемые источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_насилия
  2. http://webarhimed.ru/page-14.html
  3. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/t-proishozhdeniya-gosudarstva.html
  4. http://afyyb.narod.ru/sex_nasilie.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Органическая теория происхождения  государства — теория происхождения  государства, согласно которой  государство — это организм, который  рождается, живет, стареет и  умирает. Элементы данной теории  встречаются в трудах различных  авторов. В настоящее время  подавляющим большинством авторов  отвергнута.

2)Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

- люди образуют государство,  как клетки - живой организм;

 - государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

- между государствами, как в  живой среде, идет конкуренция,  и в результате естественного  отбора выживают самые приспособленные  (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

3)Достоинствами органической теории является следующее:

• восприятие государства как единого  целого, целостного и взаимосвязанного организма;

• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

• оригинальность теории.

4)Недостатками органической теории является следующее:

• прямое проецирование биологических  законов на жизнь общества;

• сильное влияние дарвинизма;

• отождествление государства с  биологическим организмом, в то время  как оно   является организмом социальным.

 

 

 

 

 

 

                                                     План 

1) Основное определение органической теории происхождения государства.

2) Суть органической теории.

3) Достоинствами органической теории

4) Недостатками органической теории

5) Используемые источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники:

  1. http://webarhimed.ru/page-14.html
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Органическая_теория_происхождения_государства
  3. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/t-proishozhdeniya-gosudarstva.html
  4. http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=11&r=11

Информация о работе Теории происхождения государства