Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 23:20, реферат

Описание работы

Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и
народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о
происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены
такие теории как классовая – её сторонниками были Карл Маркс, В.И.
Ленин, Фридрих Энгельс, Г.В. Плеханов и другие не менее известные
личности; договорная (Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо,
А.Н. Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Дюринг,
Гумплович, Каутский) и другие теории.
Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний
день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу
государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем
больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как
конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или
опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверен, что до тех
пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться
актуальным.

Содержание работы

Введение 3
1.Предпосылки возникновения государства 4
2.Признаки государства 8
3.Теории происхождения государства 9
4.Пути возникновения государства 14
5.Становление государства 17
6.Понятие государства 18
Заключение 19

Файлы: 1 файл

Частное образовательное учреждение среднего профессионального образования.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Частное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кубанский колледж культуры, экономики и права

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

                                   Теории происхождения государства

 

Специальность: Право и организация социального обеспечения

Исполнитель: студент 2 курса Айрапетян Владимир Хачатурович

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Краснодар

                                                         2013г.

Оглавление

Введение                                                                                                                 3

1.Предпосылки возникновения  государства                                                       4                                                                                              

2.Признаки государства                                                                                        8                                 

3.Теории происхождения  государства                                                                9                                                                                    

4.Пути возникновения государства                                                                    14

5.Становление государства                                                                                  17

6.Понятие государства                                                                                         18

Заключение                                                                                                           19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и 
народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о 
происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены 
такие теории как классовая – её сторонниками были Карл Маркс, В.И. 
Ленин, Фридрих Энгельс, Г.В. Плеханов и другие не менее известные 
личности; договорная (Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, 
А.Н. Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Дюринг, 
Гумплович, Каутский) и другие теории. 
Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний 
день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу 
государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем 
больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как 
конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или 
опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверен, что до тех 
пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться 
актуальным. 
Понятие государства является абстрактным, и чтобы характеризовать его 
необходимо выделить ряд признаков. Рассматривая различные определения, 
данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются 
основные, необходимые для образования государства и характеризующие его, признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая власть. 
В своей работе я рассматриваю наиболее важные, как мне кажется, аспекты 
в происхождении государства, такие как становление государства, признаки 
государства, различные теории о его происхождении. 

 

1.Предпосылки возникновения государства. 
Прежде чем говорить о предпосылках возникновения государства, я считаю 
нужным отметить, что это условия, с наступлением которых неразрывно 
связано формирование государственно-правовых институтов.  
“Как правило, все предпосылки делятся на две группы – материальные и 
социальные. 
Материальные (экономические).  
К ним относятся: 
а) Переход от собирательства к производящей экономике. 
Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: 
земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта 
(прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство. На 
этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе 
происходит накопление богатства. При натуральном хозяйстве это было 
невозможно.  
б) Три крупных разделения труда – земледелие, скотоводство, появление 
купцов.  В процессе разделения труда, появления различных ремёсел и возникшее в следствие этого расслоение общества на тех, кто производит и тех, кто пользуется продуктами труда, привело к возникновению товарных отношений и выделению из общества группы менял, которые сами ничего не 
производят, однако жизненно необходимы в качестве связующего звена между ремесленниками и теми, кто пользуется их продуктами. 
в) Появление частной собственности.  
Разделение труда, по сути, означает специализацию людей на определённых 
видах производственной деятельности. Это способствовало усилению 
эффективности производственной деятельности и как следствие, росту 
производительности труда. Кроме того, подобная специализация означала, 
что первичным правом на произведённый продукт обладал его производитель, который получал возможность распоряжаться продуктом по своему усмотрению. 
Социальные.  
К ним относятся: 
а) Повсеместное закрепление ТАБУ на инцест (запрет вступать в половые 
сношения с близкими родственниками). Данное общество с одной стороны 
стимулировало формализацию связей между мужчиной и женщиной и вело к 
появлению семьи в современном понимании слова. Полигамные отношения 
менялись на моногамные. С другой стороны данный запрет способствовал 
установлению семейных отношений между представителями различных общин, что в свою очередь вело к появлению новых социальных форм.  
б) Усложнение социальных связей, объединяющих членов общества. Кровное родство все больше уступало место производственным, семейным, 
товарообменным отношениям.  
в) Специализация людей на определённых видах деятельности привела к 
закреплению людей за определённой территорией. Вследствие этого между 
ними возникла специфическая связь – территориальная. 
г) Институт власти выделяется из общества. Это означает сосредоточение 
управленческих структур исключительно над властной деятельностью. Другим общественно полезным трудом власть перестает заниматься. Власть 
постепенно становится профессией.  
Рассматриваемые предпосылки возникновения государства, особенно 
материальные, свидетельствуют о развитии различных форм собственности 
как одного из признаков возникновения государства. 
Формы собственности как признак возникновения государства. 
“Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и 
различными формами собственности, т.е. каждая ступень разделения труда 
определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их 
отношению к материалу, орудиям и продуктам труда. 
Первая форма собственности, это – племенная собственность. Она 
соответствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и 
рыболовством, скотоводством, или, самое большее, земледелием. В 
последнем случае она предполагает огромную массу ещё не освоенных 
земель. На этой стадии разделение труда развито ещё очень слабо и 
ограничивается дальнейшим расширением существующего в семье естественно возникшего разделения труда. Общественная структура ограничивается поэтому лишь расширением семьи: патриархальные главы племени, подчинённые им члены племени, наконец, рабы. Рабство, в скрытом виде существующее в семье, развивается лишь постепенно, вместе с ростом населения и потребностей и с расширением внешнего общения – как в виде войны, так и в виде меновой торговли. 
Вторая форма собственности, это – античная общинная и государственная 
собственность, которая возникает главным образом благодаря объединению –путём договора или завоевания – нескольких племён в один город и при 
которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью 
развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная 
собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчинённая общинной 
собственности форма.  
Третья форма, это – феодальная или сословная собственность. Если для 
античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа, то для 
средневековья исходным пунктом служила деревня.  
Этой феодальной структуре землевладения соответствовала в городах 
корпоративная собственность, феодальная организация ремесла. 
Собственность заключалась здесь главным образом в труде каждого 
отдельного индивида.  
Таким образом, главной формой собственности в феодальную эпоху была, с 
одной стороны, земельная собственность, вместе с прикованным к ней 
трудом крепостных, а с другой – собственный труд при наличии мелкого 
капитала, господствующего над трудом подмастерьев. Структура обоих этих 
видов собственности обуславливалась ограниченными отношениями 
производства – слабой и примитивной обработкой земли и ремесленным типом промышленности. В эпоху расцвета феодализма разделение труда было незначительно.  
Наличие на ограниченной территории различных формы собственности 
безусловно является одним из важнейших признаков развития государства, 
однако кроме рассмотренных признаков – форм собственности, существует 
ряд других не менее значимых признаков, характеризующих государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Признаки государства

Первым и самым важным признаком государства является учреждение такой 
власти, которая с населением непосредственно не совпадает (в отличие от 
коллективной власти родового общества). Она персонифицируется в виде 
особого социального слоя людей, профессионально занимающихся 
управлением. Осуществление публичной власти требует определённой 
организации – формирования государственных учреждений, становления 
специального аппарата. Она немыслима без её оснащения материально-техническими средствами и неизбежно предполагает возможность применять принуждение, психическое или физическое насилие, обеспечиваемое репрессивными органами.  
Государственная власть суверенна.  
Однако появление публичной власти не означает её полного отрыва от 
общества. Управление – отношение между управляющими и управляемыми, то есть населением. Это означает, что государство – система 
публично-властных отношений, одномасштабных обществу в целом. 
Второй признак государства – разделение населения по 
административно-территориальному принципу. В результате территориальное распределение населения как следствие замены родовых связей общественными (соседскими, производственными, обменными, политическими, культурно-бытовыми) превращается в административно-территориальное, а индивид становится подданным или гражданином. 
Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, 
неотчуждаема, исключительна. 
Третий признак государства – налоги. Государственные налоги – это 
учреждённые публичной властью поборы с населения, взыскиваемые 
принудительно в установленных размерах и в заранее определённые сроки. 
Иногда к налогам добавляются внутренние и внешние займы. 

3. Теории происхождения  государства.

На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения 
государства. Традиционно выделяются теологическая, классовая, 
патриархальная, договорная теория, теория насилия, а также и 
ирригационная теория. 
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении 
государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся 
власть от бога». Несмотря на своё религиозное содержание, и эта теория, 
возникшая ещё в древности (Иудея), отражала определённые реальности, а 
именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль 
храма, разделение власти между религиозными и административными 
центрами). Следует также учитывать при оценке этой теории, что освещение власти божественным, а это имело место во многих первичных 
городах-государствах, придавало власти и авторитет, и безусловную 
обязательность. Не случайно, что эта теория была весьма распространена в 
средние века. В XVI-XVIII веках теологическую теорию использовали для 
обоснования неограниченной власти монарха. 
Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не 
является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно 
имевшие место в процессах становления государства (теократические 
государства). 
Патриархальная теория рассматривает возникновение государства 
непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из 
власти отца над членами его семьи. 
Так же как и теологическая теория, патриархальная была направлена на 
обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки этой власти 
видела уже не столько в её божественном происхождении, сколько в тех 
формах семьи, патриарха.  
 
Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в 
трудах Аристотеля.  
И современное состояние научных знаний о происхождении государства, 
хотя и привязывает этот процесс к новому способу экономической, трудовой 
деятельности в раннеклассовых обществах, к организационно-управленческим функциям, связанным с земледельцем, к городской цивилизации, к возникновению частной собственности, вместе с тем отнюдь не умаляет и первоначальную роль семьи. С одной стороны, появление на финальных этапах “неолитической революции” “больших семей” общинников-земледельцев– основного звена раннеклассового общества, с другой – династическое присвоение должностей в раннеклассовых первичных городах-государствах –это вполне реальные, научно установленные процессы, которые по-новому позволяют взглянуть как на содержательные, так и на ошибочные положения патриархальной теории. Словом, и эта теория также “схватывала” и отражала какие-то реальные, сущностные стороны перехода человечества от социально-организационной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе, но – и в этом основной недостаток этой теории – преувеличивая их, придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. А это уже было теоретически и исторически неверным. 
Значительной теорией происхождения государства является договорная 
теория, получившая прочное распространение в XVII – XVIII вв. В 
Голландии в XVII в. сторонниками этой теории были Гуто Гроцкий и 
Спиноза, в Англии – Локк и Гоббс, во Франции в XVIII в. – Руссо. 
В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749 – 1802), который утверждал, что государственная власть 
принадлежит народу, передана им монарху, и должна находиться под 
контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а 
вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право 
народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот 
допускает злоупотребление властью и произвол.  
В договорной теории государство возникает как продукт сознательного 
творчества, как результат договора, в который вступают люди, 
находившиеся до этого в ”естественном”, первобытном состоянии. 
Государство – это сознательное объединение людей на основе договора 
между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей 
власти государству. 
Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие 
между изолированными до того индивидами на объединение, на образование 
государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. 
Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий 
конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское 
общество и государственное образование – политическую организацию 
государство. 
В договорной теории в связи с этим различали первичный договор 
объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или 
иным государственным органом. 
Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев 
обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку 
первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и 
могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, 
у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. 
Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана 
правителю, например, князю, то он- князь- отныне обладает 
неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т.к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определённый компромисс между народом и правителем, определённое ограничение свободы и народа, и монарха. 
Сторонники договорной теории разработали и естественно-правовую 
концепцию прав и свобод человека и гражданина, которая будет подробно 
рассмотрена в следующей теме. 
Позитивное содержание договорной теории происхождения 
государства было столь значительным, как подчеркивалось выше, что оно и 
сейчас используется во многих демократических, либеральных движениях, 
хотя, разумеется, и в новых современных формах. 
Теория насилия в основу происхождения государства кладёт акт насилия, 
как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти 
победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается 
государство. 
Таким образом, сторонники теории насилия утверждали, что первобытные 
племена при встречах между собой воевали, и победители превращались в 
господствующую часть общества, создавали государство, использовали 
государственную власть для насилия над покорёнными народами. 
Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, 
навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое, 
даже расовое происхождение. 
То же можно сказать и об ирригационной теории, которую связывают с 
именем современного немецкого учёного К. Виттфогеля. В его работе 
«Восточный Деспотизм» возникновение государства, их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта 
необходимость приводит к образованию «менеджериально бюрократического класса», порабощающего общество. К. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической» цивилизацией.  
Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных 
систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, 
в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и 
связь этих процессов с формированием многочисленного класса, 
управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, 
обеспечивающих по ним судоходство и т. п. 
И вместе с тем “ирригационная” теория (её ещё называют 
гидравлической), улавливает также лишь отдельные связи, отдельные 
стороны процесса государствообразования, но опять-таки гиперболизирует и 
универсализирует их. 
Патримониальная теория. Представители этой теории (Галлер) считают, 
что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). 
Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на 
проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет. 
Классовая (марксистская теория) теория. Суть этой теории заключается в 
том, что развитие человеческого общества, и прежде всего первичная 
научно-техническая революция, привело к тому, что люди начинают 
производить продукта больше чем нужно для поддержания жизнедеятельности. 
Появляются излишки, следовательно появляется соблазн эти излишки 
присвоить. Углубляется социально-экономическое расслоение общества. 
Возникают противоборствующие социальные группы (классы). Таким образом, предпосылками возникновения государства явились: 
возникновение частной собственности; 
классовое расслоение, связанное с неравным распределением собственности. 
Государство при этом выступает как механизм, машина порабощения классом угнетателей класса угнетённых. 
Противоречия между классами носят антагонистический, то есть 
непримиримый, характер и разрешаются преимущественно революционным 
путём. В соответствии с классовой теорией, государство возникает с 
возникновением частной собственности и класса; отмирает в процессе 
перерастания в общенародную и слиянии классов в единую социальную 
общность, происходящих на этапе построения коммунистического общества. 

 
4. Пути возникновения  государства

В общей теории государства и права выделяются два пути возникновения 
государства – восточный и европейский. Оба пути отличаются друг от друга 
и имеют свою тенденцию к развитию. Так, например, не смотря на раннее 
возникновение восточных государств, “локомотивом истории” стали 
европейские государства. 
ВОСТОЧНЫЙ (АЗИАТСКИЙ) ПУТЬ  
Восточный путь формирования государственности отличался тем, что 
политическое господство основывалось на отправлении какой-либо 
общественной функции, общественной должности. 
В рамках общины основным назначением власти становится управление 
особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть 
общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри 
общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов казначеев  контролеров и т.п.  Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное “чиновничество” постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку – важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.  
Экономика основывалась на государственной и общественной формах 
собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка 
государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов однако 
частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику: 
решающий вклад в общественное производство вносился трудом “свободных” общинников. Помимо всего “частный” характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой. 
В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо 
вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшен и 
вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более 
низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды – сельскохозяйственные 
общины, постепенно терявшие родовой характер.  
Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались 
друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный 
характер. В других – Египте – было много рабов, которые наряду с 
общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте большинство рабов были собственностью государства (фараона) или храмов. 
Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный 
переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в 
государство. Основными причинами появления государства здесь были:  
потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с 
развитием поливного земледелия.  
необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий. необходимость единого, централизованного руководства этими массами. 
Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными 
объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат стал во 
многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособился от остального общества, превратился в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников. 
Следует указать и на то, что восточное общество было стагнационным: на 
протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не 
развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков 
раньше, чем в Европе (Греция, Рим). Хотя там имели место существенные 
социальные потрясения, они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала 20 века оставалось в основном 
неизменным. 
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПУТЬ 
В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, 
западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало “локомотивом истории”, именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса. 
Ведущим государство образующим фактором на территории Европы было 
классовое разделение общества. Здесь на стадии протогосударства, формой 
которого была “военная демократия”, происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства – скот, рабов.

 

 

 

 

 

5. Становление  государства 
Государство – основной институт политической системы общества, 
организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и 
концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в 
теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три 
явления – государство, власть и политика вполне естественно 
отождествляются. 
Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития, 
одновременного формирования политической и социальной организации 
общества, состоящая из нескольких основных этапов. 
     1-й этап. На ранней стадии становления государства сохраняются 
остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) 
республиканские и монархические режимы и формы правления.  
     2-й этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.). 
Сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими 
отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) – 
собственность монарха.  
     3-й этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и 
имперские формы      государства,    в    Европе    завершается 
процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран 
4-й этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и 
конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение 
Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой «за» и «против» таких 
объединений (Югославия, бывший СССР) и появлением условий для новой, 
современной государственности и первых интеграций.  

 
6. Понятие государства.

В мировой теории нет и не было общепринятого определения государства. 
Определения, относящиеся к концу ХIХ – началу ХХ века, как правило, 
включают в качестве специфических видовых отличий государства как 
общности народ, публичную власть и территорию. 
 
Государство, таким образом, определяется как общность, в основе 
структуры которой лежит территория, народ и государственная власть, то 
есть через перечисление его основных элементов. 
Некоторые определения государства: 
 
“Государство – это организация политической власти, необходимая для 
выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из 
природы всякого общества.” 
 
“Государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть 
политическая организация, которая поддерживает господство одного класса 
над другим, причём меньшинства над большинством, сущность такого 
государства заключается в диктатуре экономически и политически 
господствующего класса. 
“Какое бы мы не сделали определение государства, в нём мы необходимо 
“уложим” определяемое в определённый ряд вместе с другими явлениями, 
установим определённую связь между этими последними и государством. 
Задача научного определения предмета и заключается в том, чтобы вполне 
уяснить этот теоретический элемент, эту основную гипотезу, которая силой 
вещей лежит в основании первоначального определения, влияя таким образом 
на весь последующий ход научных построений. 
Различия существующих определений государства и сводятся к различаю тех 
гипотез, которые скрыто или открыто, бессознательно или сознательно 
вводились философами права и государствоведами в самом начале их научных 
изысканий. 
Наиболее распространённое в настоящие время воззрение сводит 
определение государства к трём моментам: союз людей, власть и 
территория. 
 
                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Происхождение государства – представляется мне одним из самых интересных 
и познавательных вопросов, изучаемых наукой теория государства и права. 
Теория государства и права является по своей структуре исторической 
наукой - она систематизирует знания, связанные с историческими 
особенностями развития государства и права на различных этапах 
общественного развития, изучает наиболее известные мысли, теории 
связанные с государством и правом.  
При рассмотрении данного вопроса, я обратил внимание на то, что споры 
среди теоретиков, главным образом, ведутся вокруг причин, характера и 
условий возникновения государства, так как в отличие от таких 
исторических фактов как то, например, что первой государственной 
системой в Древней Греции, Риме, Египте было рабовладельческое 
государство, а на территории Германии, России, Польши и других стран 
изначально были феодальные государства, здесь нельзя установить что-либо 
конкретно, поскольку ни одна из теорий, не имеет своего чёткого 
доказательства, равно как и опровержения. 
Классовая теория происхождения государства и теория насилия являются 
одними из основных и, по моему мнению, наиболее актуальными в настоящее 
время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный 
смысл. Они имеют, с моей точки зрения, более правдоподобный характер, в 
отличие от таких теорий как теологическая и органическая, которые, как 
я считаю, можно рассматривать только как красивые истории или сказки. 
Возможно, рождённая во времена могущества духовенства, теологическая 
теория и имела своё место, но сейчас, особенно в России после семидесяти 
лет воинствующего атеизма, она потеряла свою силу и актуальность. 
Рассматривая тему происхождение государства в общем и целом, можно 
задуматься и над таким вопросом: - а была ли неизбежность возникновения 
государства? Ответ на этот вопрос однозначен – да, его зарождение было 
результатом исторического развития общества. При появлении частной 
собственности и развитии экономических отношений появляются и 
противоборствующие классы, а следовательно появляется необходимость в 
публичной – государственной власти, способной регулировать общественные 
отношения. С появлением такой власти и других условий, которые 
рассматривались выше, неизбежно образуется государство.

Информация о работе Теории происхождения государства