Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 21:15, доклад
Теологическая (божественная) теория происхождения государства- наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство имеет божественное происхождение. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного проведения и поэтому эта власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно
Доклад на тему: «Теории происхождения государства»
Теологическая теория
Теологическая (божественная) теория происхождения государства- наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство имеет божественное происхождение. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного проведения и поэтому эта власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Именно поэтому вступление монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Особое внимание здесь уделяется "посредникам"между Богом и государственной властью- церкви и религиозным организациям
Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же, теологическая теория в принципе недоказуема, т.к. построена в основном на вере. В сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской.
Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, так же опекающую своих подданных, как отец своих детей.
Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная
Поскольку признается изначально божественное происхождение власти "патриарха",подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.
Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, т.к. последние- его дети. В Китае эту теорию развивал Конфуций. Рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих поданных, как это принято в семье. Сторонником патриархальной теории был Р.Филмер, который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
Данная теория получила современное развитие в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации-болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н.Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений
Договорная теория
Договорная теория, или теория договорного происхождения государства, возникшая в Древней Греции, была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре
Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти. Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются "подарком" государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.
В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и ответственность за их невыполнение. Государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д.
Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и прочее, в свою очередь, но они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью- расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Это концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти невыгодного правителя и его свержения.
Слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.
Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.
Органическая теория
Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм,и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства.
Крупнейший представитель этой теории Г.Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди- не только социальные, но и биологические организмы.
Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
Теория насилия
Наиболее характерные черты насилия изложены в работах Е.Дюринга, Л.Гумпловича, К.Каутского и др. В соответствии с этой теории государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову гос и права
Побежденное племя превращается в рабов, а победитель- в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство.
В истории известны реальные факта существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя.
Психологическая теория
Основоположником психологической теории происхождения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали Г. Тард, 3. Фрейда и др. Согласно мнению сторонников психологической теории они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества и именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению свойственны человеческой психике и могли оказать влияние на процесс образования государства.
Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает социальные, экономические, политические и другие факторы..
Экономическая теория
Возникновение экономической теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса и их предшественников, таких, как Л. Морган.
Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества. Это развитие - экономическое и оно не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества.
Произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, общество расслоилось на классы, появилась частная и публичная собственность. Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Достоинства экономической теории: признание наличия в обществе групп с противоположными интересами - классов
Недостатки экономической теории: на возникновение государства повлияли не только классово-экономические факторы, но и национальные, военные, психологические и т.д.