Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:31, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
Дать понятие государства.
Изучить особенности и признаки государства.
Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства.
Рассмотреть подробно отдельные теории происхождения государства.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава I. Общая характеристика государства и его происхождение……...…5
1.1. Понятие, характерные особенности и признаки государства…….......5
1.2. Исторические предпосылки (общие закономерности и различия) происхождения государства……………………………………...……...8
1.3. Многочисленность теорий происхождения государства……………...13
Глава II.Теории происхождения государства, связанные с материалистическим пониманием истории…………………………………...15
2.1. Органическая теория………………..………………………………….....15
2.2. Теория насилия…………………………………………...…………...……18
2.3. Историко-материалистическая (марксистская и не марксистская) теория…………………………..……………………………………..…..20
2.4. Ирригационная теория………………………………………………….....23
Глава III. Теории происхождения государства, несвязанные с материалистическим пониманием истории………………………………..….25
3.1. Теологическая теория…………………………………………….....…….25
3.2. Патриархальная теория………………………………………………..…27
3.3. Договорная теории…………………………..………………………….....28
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы
В Афинах появление государства нередко называют классической формой происхождения государства. Оно возникло не посредственно из внутренних, классовых противоречий, которые развились в недрах родоплеменного общества.
В Древнем
Риме процесс формирования клас
В Древней
Спарте появление государства
обусловлено не только появлени
У древних
германцев образование
В образовании
каждого государства имеет
- необходимость
- необходимость организации крупных общественных работ, объединение в этих целях больших масс людей.
- необходимость подавления
сопротивления эксплуатируемых. Происходящее
при разложении первобытного
общества процессы с
- необходимость поддержания
в обществе порядка, обеспечивающего
функционирование
- необходимость ведения
войн, как оборонительных, так и
захватнических. Происходящее в
этот период накопление
В большинстве
случаев указанные выше
Имеется не мало народов и наций, которое создали свое государство только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время входили в состав других многонациональных государств, испытывали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации. Многие из них сумели добиться собственной государственности в XX веке в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государств социальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно-подобных организаций.
1.3. Многочисленность теорий происхождения государства.
В мире всегда существовало множество, теорий происхождения государства. Существование их вполне естественно и понятно, если иметь в виду, с одной стороны, сложность и многогранность такого явления, как государство, с другой – тот факт, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех или иных групп, слоев, классов, наций, других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения государства. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
Речь идет не только о классовых и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в отечественной и отчасти зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающий прямое или косвенное влияние в процесс возникновения, становления и развития государства.
За время
существования юридической, философской
и политической наук были
Особая роль в решении вопроса о происхождении государства на протяжении истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства.
Но особенно широко данные идеи распространились на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII – XIII вв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй – они вручили государям, для того чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл этой теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».
Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам «божественный разум» согласно учению Фомы Аквинского, управляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.
Религиозные учения о происхождении государства имеют место быть и в настоящее время, продолжают существовать и идеи высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и развитие государства, а особенно на закат отдельных государств решающее влияние оказали нравы, мораль. Жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти вели к гибели государств.
Падение нравов населения окончательно подорвали основы Римского государства, и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы – положительные и отрицательные, добрые и злые – несомненно, играли и играют значительную роль в процессе возникновения и развития государства. Важную, но не решающую. Они являются, скорее, следствием, а не первопричиной. Хотя и выступают иногда на первый план.7
Наряду с названными теориями важная роль в решении вопроса о происхождении государства на протяжении все истории развития человечества отводилась и другим теориям.
Глава II. Теории происхождения государства, связанные с материалистическим пониманием истории
2.1. Органическая теория
Появление в XIX столетии дарвинизма (материалистической теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. В социологии это общее направление получило наименование социального дарвинизма.
Заметное место здесь заняла органическая теория происхождения государства, исходящая из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Ее истоки в философском плане находят отражение в сочинениях некоторых древнегреческих мыслителей, в том числе Платона (IV–III в.в. до н.э.), которые сравнивали государство с живым организмом, а принимаемые государством законы – с процессами человеческой психики. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.8
Таким образом, суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено, но аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому организму. Государственная власть рассматривается как выражение господства целого организма над составляющими его частями (подобно животным организмам, у которых все части подчинены благу целого). По оценкам представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство – продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла.
Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация – это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.
В-третьих, органической теорией обосновывается дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.9
В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.
Из вышеизложенного следует, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Но нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Наука, убедительно доказывает несовпадение биологических и социальных процессов.