Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:44, доклад
Общепризнанной нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах является разделение властей. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было, пожалуй, самой большой опасностью, угрожавшей демократическим принципам, порождавшей деспотизм и бесправие.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную стало одним из основополагающих принципов функционирования демократии. Ведь необходимое условие существования демократии отсутствие монополии любого политического органа на власть, поэтому демократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Все имевшие до последнего времени попытки игнорировать этот принцип вели к тому, что государственное руководство лишалось правовой основы и вырождалось в неприкрытый произвол, попирающий гражданские права личности.
Введение;
1.Зарождение института разделения властей;
1.1.Зарождение института разделения властей;
1.2.Возникновение и развитие теории разделения властей;
2.Принцип разделения властей;
2.1.Основное содержание принципа разделения властей;
3.Разделение властей в КР;
4.Практическое применение теории разделения властей
Исполнительная власть в
лице своих органов занимается непосредственной
реализацией правовых норм, принятых
законодателем. Её деятельность должна
быть основана на законе, осуществляться
в рамках закона. Исполнительные органы
и государственные должностные
лица не имеют права издавать общеобязательные
акты, устанавливающие новые, не предусмотренные
законом права или обязанности
граждан и организаций. Исполнительная
власть носит правовой характер лишь
в том случае, если она является
подзаконной властью, действует
на началах законности. Сдерживание
исполнительной власти достигается
также посредством её подотчётности
и ответственности перед
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».
Таким образом, разграничение
единой государственной власти на три
относительно самостоятельные и
независимые отрасли
2.Разделение властей в Кыргызской Республике
Политическая система Кыргызской Республики определена в Конституции.6 В Конституции заложен принцип разделения властей, по которому государственная власть Кыргызской Республики представлена во взаимодействии законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, возглавляемая Президентом Кыргызской Республики.
3.Практическое применение теории разделения властей
Теория разделения власти прошла длинный и сложный путь от ее теоретического выдвижения до непосредственного применения на практике. Во многих странах она применялась частично, в других — полностью говорить о буржуазности данной теории никак нельзя.
Первой из стран, закрепившей доктрину разделения власти, явилась США. В ее конституции 1787 года провозглашался принцип деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Но тем не менее надо отдать должное Английскому парламентаризму, который первый на практике осуществил данный принцип. Что касается Франции — это дань демократическим традициям.
В России попытки применения системы «сдержек и противовесов» принадлежит авторам создания Государственной Думы, которая сыграла значительную роль в подготовке буржуазных преобразований в России. Что касается установления в России политического режима Советов, не имеющих ничего общего с парламентской демократией, то ни о каком разделении власти речи быть не может. Вся власть в стране принадлежала Съезду Советов, но это только закреплялось, на самом же деле управление страной осуществляли партийно-государственные органы. В нашей стране говорить о разделении власти можно лишь в последние 11 лет, после закрепления данного принципа в Конституции РФ.
Хотя доктрина разделения власти сформировалась в конкретно-исторических условиях буржуазных революций и в отдельных государствах
Европы её основные положения с определенными коррективами оказали влияние на политическую и конституционную практику многих стран мира, которые признали разделение власти на фоне тезиса суверенитета народа и вытекающего отсюда принципа верховенства закона. Более того, сложилась на первый взгляд парадоксальная ситуация: наиболее широкое применение теории разделения власти получило в США — стране, где вообще не существовало проблем политического компромисса между буржуазией и феодалами, что свидетельствует об универсальности анализируемых доктрин. Впервые соединение элементов концепции власти Монтескье и Руссо в законе попытались осуществить в юридическом акте «отцы конституции» 1787 года в США. Словами: «Мы народ Соединенных Штатов…» они провозгласили ее суверенитет, а путем распределения полномочий органов государства вводили организационно-правовое разделение властей, сопровождая его системой «сдержек и противовесов» [1. С. 25].
Дж. Медисон, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Б. Франклин восприняли идею Локка и Монтескье о том, что разделение власти является главным средством против тирании. «Отдайте всю власть многим, и они будут угнетать немногих, — говорил А. Гамильтон, — отдайте всю власть немногим, и они будут угнетать многих». «Отцы» конституции считали разделение власти первым принципом хорошего правительства [2. С. 91]. Настаивая на прямых выборах Палаты Представителей, Медисон утверждал, что она «станет оплотом демократии в правительстве… нашей Палатой Общин». Его поддерживал Вильсон, утверждавший, что «ни одно правительство не может долго существовать без доверия народа».
Независимость властей гарантируется тем, что каждая власть имеет различные источники формирования, а также различные сроки полномочий. Все это обеспечивает самостоятельность властей, устойчивость и преемственность. Поэтому в президентской республике, где исполнительная власть не формируется законодательной, так в парламентской республике принцип разделения властей реализуется в полной мере, и по существу, не бывает правительственных кризисов. К тому же в президентской республике в ее классической форме, например, в США, отсутствует пост премьер-министра. Вся полнота исполнительной власти находится у Президента и его команды. Президент не имеет права распустить конгресс, а Конгресс — досрочно отрешить президента от должности, за исключением импичмента.
Принцип разделения властей способствует «рассредоточению государственной власти между властными различными звеньями, структурами. Это предупреждает её концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить её в авторитарную и тоталитарную власть.
Итак, сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основательное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства.
Если под «системой
государственной власти»
Разделение государственной
власти на законодательную, исполнительную,
судебную означает выделение из совокупности
единых государственных полномочий составляющих
её частей. Они осуществляются различными
государственными органами, со строго
определенным набором прав, обязанностей
и ответственности. Возможно их перераспределение
между органами«, но неизменной остается
совокупность способов регулирующего
воздействия на общественные отношения.
Перераспределение полномочий может происходить
в результате изменения формы правления,
территориально-
В повседневной деятельности органов государственной власти важное место занимает проблема взаимоотношений исполнительной и судебной властей. Отношение этих ветвей единой государственной власти проявляются в разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов государственной власти а рамках единой политической системы. Особый интерес представляют вопросы судебного контроля за законностью решений и действий органов исполнительной власти для укрепления законности и государственной дисциплины, охраны прав и свобод человека и гражданина.
В последнее время проводится много симпозиумов и «круглых столов», в том числе в государственных учреждениях высокого уровня, где так или иначе затрагиваются вопросы реформы Конституции. Однако выступления, особенно со стороны оппозиции, в основном сводятся к переделу власти, к изменению взаимоотношений Президента, парламента и Правительства.