Теории разделения власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:44, доклад

Описание работы

Общепризнанной нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах является разделение властей. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было, пожалуй, самой большой опасностью, угрожавшей демократическим принципам, порождавшей деспотизм и бесправие.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную стало одним из основополагающих принципов функционирования демократии. Ведь необходимое условие существования демократии отсутствие монополии любого политического органа на власть, поэтому демократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Все имевшие до последнего времени попытки игнорировать этот принцип вели к тому, что государственное руководство лишалось правовой основы и вырождалось в неприкрытый произвол, попирающий гражданские права личности.

Содержание работы

Введение;
1.Зарождение института разделения властей;
1.1.Зарождение института разделения властей;
1.2.Возникновение и развитие теории разделения властей;
2.Принцип разделения властей;
2.1.Основное содержание принципа разделения властей;
3.Разделение властей в КР;
4.Практическое применение теории разделения властей

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

Исполнительная власть в  лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные  лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные  законом права или обязанности  граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует  на началах законности. Сдерживание  исполнительной власти достигается  также посредством её подотчётности  и ответственности перед представительными  органами государственной власти. В  правовом государстве каждый гражданин  может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и  должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной  и общественной жизни от любых  нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».

Таким образом, разграничение  единой государственной власти на три  относительно самостоятельные и  независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью  и возникновение тоталитарного  управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: Зерцало, 1998, С. 315..

2.Разделение властей  в Кыргызской Республике

Политическая система  Кыргызской Республики определена в  Конституции.6 В Конституции заложен принцип разделения властей, по которому государственная власть Кыргызской Республики представлена во взаимодействии законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, возглавляемая Президентом Кыргызской Республики.

    • Президент является главой государства, высшим должностным лицом Кыргызской Республики и избирается сроком на 5 лет;
    • Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики - является представительным органом, осуществляющим законодательную власть. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики состоит из 90 депутатов, избираемых, сроком на 5 лет по партийным спискам;
    • Исполнительную власть к Кыргызской Республике осуществляют Правительство Кыргызской Республики, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местная государственная администрация. Правительство Кыргызской Республики является высшим органом исполнительной государственной власти Кыргызской Республики, состоящим из премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов Кыргызской Республики;
    • Судебная власть в Кыргызской Республике осуществляется только судом.

 

3.Практическое  применение теории разделения  властей

Теория разделения власти прошла длинный и сложный путь от ее теоретического выдвижения до непосредственного применения на практике. Во многих странах она применялась частично, в других — полностью говорить о буржуазности данной теории никак нельзя.

Первой из стран, закрепившей доктрину разделения власти, явилась США. В ее конституции 1787 года провозглашался принцип деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Но тем не менее надо отдать должное Английскому парламентаризму, который первый на практике осуществил данный принцип. Что касается Франции — это дань демократическим традициям.

В России попытки применения системы «сдержек и противовесов» принадлежит авторам создания Государственной Думы, которая сыграла значительную роль в подготовке буржуазных преобразований в России. Что касается установления в России политического режима Советов, не имеющих ничего общего с парламентской демократией, то ни о каком разделении власти речи быть не может. Вся власть в стране принадлежала Съезду Советов, но это только закреплялось, на самом же деле управление страной осуществляли партийно-государственные органы. В нашей стране говорить о разделении власти можно лишь в последние 11 лет, после закрепления данного принципа в Конституции РФ.

Хотя доктрина разделения власти сформировалась в конкретно-исторических условиях буржуазных революций и в отдельных государствах

Европы её основные положения с определенными коррективами оказали влияние на политическую и конституционную практику многих стран мира, которые признали разделение власти на фоне тезиса суверенитета народа и вытекающего отсюда принципа верховенства закона. Более того, сложилась на первый взгляд парадоксальная ситуация: наиболее широкое применение теории разделения власти получило в США — стране, где вообще не существовало проблем политического компромисса между буржуазией и феодалами, что свидетельствует об универсальности анализируемых доктрин. Впервые соединение элементов концепции власти Монтескье и Руссо в законе попытались осуществить в юридическом акте «отцы конституции» 1787 года в США. Словами: «Мы народ Соединенных Штатов…» они провозгласили ее суверенитет, а путем распределения полномочий органов государства вводили организационно-правовое разделение властей, сопровождая его системой «сдержек и противовесов» [1. С. 25].

Дж. Медисон, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Б. Франклин восприняли идею Локка и Монтескье о том, что разделение власти является главным средством против тирании. «Отдайте всю власть многим, и они будут угнетать немногих, — говорил А. Гамильтон, — отдайте всю власть немногим, и они будут угнетать многих». «Отцы» конституции считали разделение власти первым принципом хорошего правительства [2. С. 91]. Настаивая на прямых выборах Палаты Представителей, Медисон утверждал, что она «станет оплотом демократии в правительстве… нашей Палатой Общин». Его поддерживал Вильсон, утверждавший, что «ни одно правительство не может долго существовать без доверия народа».

Независимость властей гарантируется  тем, что каждая власть имеет различные  источники формирования, а также различные сроки полномочий. Все это обеспечивает самостоятельность властей, устойчивость и преемственность. Поэтому в президентской республике, где исполнительная власть не формируется законодательной, так в парламентской республике принцип разделения властей реализуется в полной мере, и по существу, не бывает правительственных кризисов. К тому же в президентской республике в ее классической форме, например, в США, отсутствует пост премьер-министра. Вся полнота исполнительной власти находится у Президента и его команды. Президент не имеет права распустить конгресс, а Конгресс — досрочно отрешить президента от должности, за исключением импичмента.

Принцип разделения властей  способствует «рассредоточению государственной  власти между властными различными звеньями, структурами. Это предупреждает  её концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить её в авторитарную и тоталитарную власть.

Итак, сегодня можно считать  основательно утвердившейся точку  зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основательное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства.

Если под «системой  государственной власти» понимать систему государственных органов, тогда нарушается целостная конструкция  построения органов, основанная на принципе разделения власти (в том числе и по вертикали), поскольку в этом случае законодательная, исполнительная, судебная власти не могут представлять единую систему. В этом случае сложно говорить о самостоятельности и наличии в их отношениях системы «сдержек и противовесов». Но даже если понимать систему государственных органов в широком смысле как совокупность всех органов государственной власти, то рассмотрение отдельных элементов не позволяет обнаружить систему связи в их взаимоотношениях.

Разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную, судебную означает выделение из совокупности единых государственных полномочий составляющих её частей. Они осуществляются различными государственными органами, со строго определенным набором прав, обязанностей и ответственности. Возможно их перераспределение между органами«, но неизменной остается совокупность способов регулирующего воздействия на общественные отношения. Перераспределение полномочий может происходить в результате изменения формы правления, территориально-государственного устройства, политического режима, но суть остается прежней: это перераспределение связано не с изменением системы органов, а с тем, что одни и те же властные полномочия могут осуществляться разными органами. Структура управления может меняться, а содержание власти всегда остается неизменным — это набор необходимых властных полномочий, позволяющих существовать как государство.

В повседневной деятельности органов государственной власти важное место занимает проблема взаимоотношений исполнительной и судебной властей. Отношение этих ветвей единой государственной власти проявляются в разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов государственной власти а рамках единой политической системы. Особый интерес представляют вопросы судебного контроля за законностью решений и действий органов исполнительной власти для укрепления законности и государственной дисциплины, охраны прав и свобод человека и гражданина.

В последнее время проводится много симпозиумов и «круглых столов», в том числе в государственных учреждениях высокого уровня, где так или иначе затрагиваются вопросы реформы Конституции. Однако выступления, особенно со стороны оппозиции, в основном сводятся к переделу власти, к изменению взаимоотношений Президента, парламента и Правительства.


Информация о работе Теории разделения власти