Теория государства и права как юридическая наука и соотношение с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

История юридической науки уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана, Цицерона). Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному формированию юридической науки.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2 курс.docx

— 67.22 Кб (Скачать файл)

Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки. К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного, административного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального, трудового, семейного, предпринимательского, сельскохозяйственного, экологического, международного права и т.д.

Все отраслевые юридические науки руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения – один из важнейших источников существования и развития теории государства и права.

Верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве. К ним относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, всеобщая история права и государства, отечественная история права и государства и др.

Каждая юридическая наука вносит свой вклад в сумму знаний о государственно-правовой организации общества. Но простая их совокупность не способна дать целостное, системное представление о политико-правовой картине мира. Эту задачу решает теория права и государства. Вот почему ей принадлежит ведущее место в системе правоведения.

 

 

 

 

3. Соотношение теории государства и права с другими науками и ее значение для подготовки специалистов.

 

3.1 Основные теории происхождения государства и права

Общество возникло гораздо раньше государства (если первое - около 3-4,5 миллионов лет назад, то второе - всего лишь 5-6 тысяч лет назад).

Исторически первой формой организацией первобытного общества являлась родовая община, основанная на кровнородственных отношениях. Единственным способом реализации власти было общественное самоуправление, при котором не существовало профессиональных субъектов управления и принуждения.

Отношения в первобытном обществе регулировались социальными нормами в форме обычаев. Под обычаем понимается исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Обычаи первобытного общества носили характер нерасчлененных «мононорм» - были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Как и любые социальные нормы, мононормы были обеспечены определенным средством. Таким средством в первобытном обществе выступало табу (запрет).

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Теологическая теория получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают свою теорию тем, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение в их рамках все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.

Отсюда следует, что - власть государя - продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, так как последние - его дети.

Договорная теория происхождения государства возникла в XVII-XVIII веках; в логически наиболее завершенном виде она представлена в трудах Гроция, Руссо, и др.

Согласно данной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и - ответственность за невыполнение последних.

Теория насилия в своем более или менее завершенном виде возникла в XIX веке и представлена в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности авторы видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной концепции, государство - естественно (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим.

Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX века и изложена в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарные ее отрасли, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство - продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической.

Представляется, что нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим, тем более в такой утрированной форме.

К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупные разделения труда. Власть переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру - государство, которое прежде всего служит средством реализации воли имущих.

Таким образом, согласно данной теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других - подчинять, быть образцом для подражания.

Вместе с тем, всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания таких субъектов в устраиваемых общество рамках и возникает государство.

Бесспорно, психологические закономерности, которые влияют на процесс осуществления человеческой деятельности, - важный фактор, оказывающий воздействие на все социальные институты, и его нельзя ни в коем случае игнорировать. С другой стороны, роль в процессе происхождения государства психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать.

 

 

3.2 Соотношение теории  государства и права с другими  науками.

Теория государства и права занимает важное место не только среди гуманитарных неюридических, но и в системе юридических наук. В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические науки и учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко- и теоретико-правовые, отраслевые и специальные (прикладные) юридические науки и дисциплины.

К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, теория государства и права, философия права, социология права и сравнительное право, или сравнительное правоведение. К этой же группе юридических наук следует отнести также оформляющуюся как самостоятельная отрасль знаний и дисциплина юридическую конфликтологию [9].

К отраслевым юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся конституционное право, административное право, коммунальное право, гражданское право, финансовое право, коммерческое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, трудовое, земельное, экологическое право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права.

К специальным (прикладным) юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др. [20]

Особое место в системе юридических наук занимает международное право.

Для того чтобы понять, какое место отводится теории государства и права в системе юридических наук и какую роль она при этом играет, необходимо соотнести ее с каждой из названных групп наук. Обратимся вначале к историко- и теоретико-правовым наукам и дисциплинам.. В данной группе наук и дисциплин объективно существуют две подгруппы - историко-правовые и теоретико-правовые дисциплины. Относясь ко второй подгруппе, теория государства и права с каждой из них соотносится по-разному.

С историко-правовыми науками взаимосвязь теории государства проявляется, с одной стороны, в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма представители теории государства и права не могут обойтись без конкретного исторического материала. Они не могут обойтись также без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным (по сравнению с теорией государства и права) углом зрения и в хронологическом порядке.

С другой стороны, это взаимодействие заключается в том, что история государства и права в процессе познания тех или иных глобальных по своему характеру исторических явлений и событий не может зачастую обойтись без обобщений, сделанных в рамках теории государства и права. Речь идет, в частности, о выводах, касающихся форм правления и форм государственного устройства, государственного режима, аппарата государства, системы права и источников права, понятия и содержания рецепции права и др.

Затрагивая проблему соотношения теории государства и права, с одной стороны, и истории государства и права, с другой, многие авторы вполне резонно замечают, что если теория государства и права, имея дело с общими закономерностями развития государственно-правовой материи, отражает исторический процесс лишь в абстрактной форме, "освобожденной от всех исторических случайностей", и только с помощью логического метода, то в отношении истории государства и права дело обстоит иным образом.

А именно, - имея предметом своего изучения "исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений", история государства и права исследует их не "вообще", в абстрактной форме, а в строго "определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности", на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, проявляющихся в пределах тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных общественных систем [21].

При всем объективно существующем различии в подходах и методах изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений у теории и истории государства и права довольно много общего. Общность их проявляется, во-первых, в том, что они, акцентируя внимание на прошлом в развитии государства и права, не упускают из поля зрения и их настоящее. Во-вторых, что, рассматривая причины и условия зарождения государства и права, они в то же время значительное внимание уделяют закономерностям их развития. И, в-третьих, что, анализируя процесс возникновения, становления и развития государства и права в целом, они одновременно держат в поле зрения и процесс развития государства и права отдельных стран. При этом исследователи всегда исходят из тезиса, что "конкретная история не только многообразна, но и сугубо индивидуализирована. Реальная история отдельных стран, народов и государств - уникальна. События, происходящие в той или иной стране, нигде и никогда потом в точности не повторяются [22].

Глубокие связи теории государства и права прослеживаются также и с теоретико-правовыми науками - философией права, социологией права, сравнительным правоведением, юридической конфликтологией. [23] И это вполне понятно, имея в виду не только общность объектов и близость предметов их изучения, но и сходство методов их исследования.

Информация о работе Теория государства и права как юридическая наука и соотношение с другими науками