Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть предмет теории и практики как науки и учебной дисциплины.
Задачи курсовой работы:
- изучить историю и предпосылки возникновения теории государства и права как науки;
- проанализировать предмет и методологию теории государства и права;
- рассмотреть, какое место теории государства и права занимает в системе юридических наук;
- изучить взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук ;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………3-4
1.Предмет и методологии теории государства и права как науки……………..5
1.1.История и предпосылки возникновения теории государства и права как наук…………………………………………………………………..…….…...5-17
1.2.Предмет и методология теории государства и права ……….……..18-24
2.Теория государства и права в системе юридических наук……..……….….25
2.1.Место теории государства и права в системе юридических наук….25-27
2.2. Взаимодействия теории государства и права и исторических наук…….…..…...……………………………………………………………..28-29
3.Теория государства и права как учебная дисциплина………………...…….30
3.1. Задачи теории государства и права как учебной дисциплины……30-32
3.2.Различия теории государства и права как науки
и учебной дисциплины ………………………………......…………………33-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………...…………………35-36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…….…..37-38
Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.
Высшее юридическое образование направлено на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, которые будут способны к участию в государственно-правовой жизни, и будут обладать надлежащей политической и правовой культурой. Узко профессиональная подготовка здесь не подходит, поскольку она не только уменьшает интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует его профессиональной деятельности как социально политической. Ясно, что юристам - специалистам надо хорошо знать то, что имеет значение для решения юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но, что бы понять всё это, надо использовать глубокие научные знания о государстве и праве, необходимости верховенства закона во всех сферах жизни общества. Поэтому значение теории государства и права очень важно, т.к. она раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.
3.2.Различия теории государства и права как науки и учебной дисциплины
Как учебная дисциплина теории государства и права выполняет очень важные функции: позволяет перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин и развивает абстрактное, аналитическое мышление формирует политическую и правовую культуру, т.е. обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку.
Следует видеть различия теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
1.Теория государства и права - учебная дисциплина полностью основная на теории государства и права - науке. Поэтому чем больше научные достижения, тем полнее соответствующая дисциплина.
2.Различны их цели, задачи, субъекты. Например, цель в учебной дисциплине - доведение знаний до учащихся с помощью методических приёмов, а цель науки - приращение, наполнение новых сведений учёными с использованием методологического анализа.
3.Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых его государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система на теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усложнения составителей учебных программ, количества часов на её изучение и личных качеств человека преподающего данную учебную дисциплину.
Теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным вопросам своей специальности, предохраняя их от опасности стать «узкими специалистами», активно помогает формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.
Углубление обратной связи между теорией государства и права с частными или структурными юридическими науками ведёт к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов теория государства и права эффективно воздействует на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов, активно прививая правовую культуру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука о государстве и праве является очень древней. Первые размышления человека на тему регулирования отношений между людьми возникли еще в древние времена, сразу после социально классовой дифференциации первобытного строя. Свою, более системную, форму она получила у древнегреческих, а затем древнеримских мыслителей, в качестве юриспруденции. В настоящее время теория государства и права является наиболее важной наукой в области юриспруденции и играет в ней ведущую роль. Она имеет общий методологический характер для всех наук в данной области. Так как теория государства и права содержит в себе все основные юридические понятия, то, следовательно, она служит и «опорой», наводящей, вспомогательной наукой для всех юридических и отчасти гуманитарных наук. Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права, а так же их наиболее характерные признаки и черты и их место и роль в жизни общества. Несмотря на это её предмет никогда не находится в статике, а постоянно изменяется в зависимости от исторического периода в котором находится общество, уровня его развития, правовой культуры общества, господствующей идеологии и многих других. Более того, предмет теории государства и права постоянно интегрирует с предметами других юридических наук, поглощая их части или целиком, или наоборот, порождая новые предметы, а соответственно и науки.
Задачи теории государства и права весьма разнообразны. С помощью теории государства и права осуществляется воспитание юриста, а, в конечном счете, и человека. Воспитается его правосознание, человек становится более право послушным. Многие политические задачи решаются с помощью теории государства и права (борьба с преступностью, улучшение законодательства). Теория государства и права способна предвидеть развитие многих социальных явлений в будущем, а значит и предотвращение нежелательных последствий.
Кроме предмета, в теории государства и права, как и в любой другой науке, имеется свой метод (методология). Методология служит правилом в познании науки и значительно облегчает и упрощает путь исследователя к истине. В методологии теории государства и права используются множество методологических приемов, как чисто юридических, так и общенаучных, то есть используемых всеми науками. Также следует различать теория государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука
Подводя итоги, можно сказать что задача, поставленная перед данной работой, в начале исследований успешно выполнена. В ней сведены и рассмотрены точки зрения различных авторов исследовавших и написавших труды о таких важных аспектах теории государства и права как её предмет, метод, задачи, современное состояние и другие. С другой стороны, учитывая, что все мнения рассмотреть и совместить в одной работе просто не возможно, в данной области остается большое поле для дискуссий и дальнейших исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Теория государства и права как наука и учебная дисциплина