Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть предмет теории и практики как науки и учебной дисциплины.


Задачи курсовой работы:
- изучить историю и предпосылки возникновения теории государства и права как науки;
- проанализировать предмет и методологию теории государства и права;
- рассмотреть, какое место теории государства и права занимает в системе юридических наук;
- изучить взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………3-4
1.Предмет и методологии теории государства и права как науки……………..5
1.1.История и предпосылки возникновения теории государства и права как наук…………………………………………………………………..…….…...5-17
1.2.Предмет и методология теории государства и права ……….……..18-24
2.Теория государства и права в системе юридических наук……..……….….25
2.1.Место теории государства и права в системе юридических наук….25-27
2.2. Взаимодействия теории государства и права и исторических наук…….…..…...……………………………………………………………..28-29
3.Теория государства и права как учебная дисциплина………………...…….30
3.1. Задачи теории государства и права как учебной дисциплины……30-32
3.2.Различия теории государства и права как науки
и учебной дисциплины ………………………………......…………………33-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………...…………………35-36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…….…..37-38

Файлы: 1 файл

Tsvetkov_Kursovaya_rabota.docx

— 68.55 Кб (Скачать файл)

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Высшее юридическое образование направлено на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, которые будут способны к участию в государственно-правовой жизни, и будут обладать надлежащей политической и правовой культурой. Узко профессиональная подготовка здесь не подходит, поскольку она не только уменьшает интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует его профессиональной деятельности как социально политической. Ясно, что юристам - специалистам надо хорошо знать то, что имеет значение для решения юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но, что бы понять всё это, надо использовать глубокие научные знания о государстве и праве, необходимости верховенства закона во всех сферах жизни общества. Поэтому значение теории государства и права очень важно, т.к. она раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

 

3.2.Различия  теории государства и права  как науки и учебной дисциплины

     Как учебная дисциплина теории государства и права выполняет очень важные функции: позволяет перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин и развивает абстрактное, аналитическое мышление формирует политическую и правовую культуру, т.е. обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку.

Следует видеть различия теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

 1.Теория государства и права - учебная дисциплина полностью основная на теории государства и права - науке. Поэтому чем больше научные достижения, тем полнее соответствующая дисциплина.

 2.Различны их цели, задачи, субъекты. Например, цель в учебной дисциплине - доведение знаний до учащихся с помощью методических приёмов, а цель науки - приращение, наполнение новых сведений учёными с использованием методологического анализа.

 3.Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых его государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система на теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усложнения составителей учебных программ, количества часов на её изучение и личных качеств человека преподающего данную учебную дисциплину.

Теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным вопросам своей специальности, предохраняя их от опасности стать «узкими специалистами», активно помогает формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.

Углубление обратной связи между теорией государства и права с частными или структурными юридическими науками ведёт к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов теория государства и права эффективно воздействует на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов, активно прививая правовую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука о государстве и праве является очень древней. Первые размышления человека на тему регулирования отношений между людьми возникли еще в древние времена, сразу после социально классовой дифференциации первобытного строя. Свою, более системную, форму она получила у древнегреческих, а затем древнеримских мыслителей, в качестве юриспруденции. В настоящее время теория государства и права является наиболее важной наукой в области юриспруденции и играет в ней ведущую роль. Она имеет общий методологический характер для всех наук в данной области. Так как теория государства и права содержит в себе все основные юридические понятия, то, следовательно, она служит и «опорой», наводящей, вспомогательной наукой для всех юридических и отчасти гуманитарных наук. Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права, а так же их наиболее характерные признаки и черты и их место и роль в жизни общества. Несмотря на это её предмет никогда не находится в статике, а постоянно изменяется в зависимости от исторического периода в котором находится общество, уровня его развития, правовой культуры общества, господствующей идеологии и многих других. Более того, предмет теории государства и права постоянно интегрирует с предметами других юридических наук, поглощая их части или целиком, или наоборот, порождая новые предметы, а соответственно и науки.

        Задачи теории государства и права весьма разнообразны. С помощью теории государства и права осуществляется воспитание юриста, а, в конечном счете, и человека. Воспитается его правосознание, человек становится более право послушным. Многие политические задачи решаются с помощью теории государства и права (борьба с преступностью, улучшение законодательства). Теория государства и права способна предвидеть развитие многих социальных явлений в будущем, а значит и предотвращение нежелательных последствий.

       Кроме предмета, в теории государства и права, как и в любой другой науке, имеется свой метод (методология). Методология служит правилом в познании науки и значительно облегчает и упрощает путь исследователя к истине. В методологии теории государства и права используются множество методологических приемов, как чисто юридических, так и общенаучных, то есть используемых всеми науками. Также следует различать теория государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука

      Подводя итоги, можно сказать что задача, поставленная перед данной работой, в начале исследований успешно выполнена. В ней сведены и рассмотрены точки зрения различных авторов исследовавших и написавших труды о таких важных аспектах теории государства и права как её предмет, метод, задачи, современное состояние и другие. С другой стороны, учитывая, что все мнения рассмотреть и совместить в одной работе просто не возможно, в данной области остается большое поле для дискуссий и дальнейших исследований.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12 2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Российская газета, №7. 21.01.2009; Собрание Законодательства РФ
  2. Теория государства и права : учебник / ред. А.С. Пиголкин. – М.: ЮРАЙТ, 2005. – 613 с.
  3. Сорокин В.В. Теория государства и права – фундамент юридического образования / В.В. Сорокин // Юридическое образование и наука. – 2004.№ 2.
  4. Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права. Учебник. – М.: 2006. – 343 с.
  5. Кохановский В. П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону– М.: 1999. – 267 с.
  6. Лапаева В. В. Социология права. – М.: Проспект, 2000. – 576 с.
  7. Мартышин О. В. Общетеоретические юридические науки и их соотношения. // Государство и право. 2004. – №7. – С. 5 – 11
  8. Марченко М. Н. Теория государства и права. – 2–е издание. – М.: 2007. – 637 с.
  9. Шумилов В.М. Правоведение: учебник. М.: –Проспект, 2009 . –345 с.
  10. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: 2001. – 539 с.
  11. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: 1999. – 511 с.
  12. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: 1999. –332 с.
  13. Четвернин В.А. Проблемы теории права и государства. Краткий курс лекций. Учебное пособие. – М.: – 2007 – 134 с.
  14. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М.: – 1995 –  27–29 с.
  15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. –М.: 1993 – 225 с.
  16. Четвернин В.А. Понятия права и государства. –М.: 1997. – 25 с.
  17. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М.: 1911. – 15—16 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория государства и права как наука и учебная дисциплина