Теория государства и права в системе юридических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в попытке ответить на поставленные вопросы, выделить главное в юридической науке, определить, что должно быть сделано для поднятия уровня правовой образованности общества в нашем государстве.
Каждый раздел, выводит на решение поставленных задач, указывая на пути к разрешению проблем. Так же эта работа, указывает на значение теории государства и права в профессиональной подготовке юриста, на необходимые качества и моральный облик.

Содержание работы

Введение..…………………………………………………………………….....................4
Глава 1. Теория государства и права в системе юридических наук…………………...6
1.1.Система юридических наук…………………………………………………….....6
1.2.Место теории государства и права в системе юридических наук……….……..7
1.3.Задача теории государства и права как учебной дисциплины…………..……10
Глава 2. Главное о профессии юриста…………………………………………….…...12
Профессиональная деятельность юриста…………….……………………..…12
Значение теории государства и права в правовой подготовке юриста …......15
Заключение……………………………………………………………………………….19
Глоссарий………………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…….………………………………………….….23
Приложение ……………………………………………………………………….……..25

Файлы: 1 файл

3.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Углубление обратной связи между теорией государства  и права с частными или структурными юридическими науками ведёт к  возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов теория государства и права эффективно воздействует на расширение кругозора  и развитие интеллектуального потенциала студентов, активно прививая правовую культуру.

 

 

 

 

Глава II. Главное о профессии юриста.

 

2.1. Профессиональная  деятельность юриста

 

Деятельность юриста всегда вызывала глубокое уважение и почитание, признавалось элитарной и приоритетной в любой  социальной среде. Сейчас, когда наше общество переживает трудные процессы демократизации и построения правовой государственности, особенно остро ощущается нехватка интеллектуальной правовой культуры во всех областях юридической деятельности.

Юрист, работающий в сфере  межличностного общения, кроме юристов  – профессиональных знаний должен ещё владеть и высокой культурой ведения диалога. Успех и неуспех в работе юриста, удачи или неудачи, достижения или просчёты во многом зависят от того насколько он умеет работать с людьми, оперировать фактами и правом применять нужную правовую форму. Это относится к работе всех юристов без исключения. Но понимание права и значимости не сводиться лишь к знанию содержания законов и юридических норм, а к прочному усвоению всей глубины права, его основополагающих принципов и идей. То есть усвоения права включает в себя овладение всеми его сторонами и характеристиками. Глубоко понимать право, – значит, знать и его роли в жизни общества, о его ценности. Итак, мы пришли к выводу, что Юрист – это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности.

Результатом глубокой подготовки юриста, его специальных знаний и  оточенного умения является развитое чувство права и законности, своего рода правового и не правового  – та точность юридического знания и умения, которая выражает сущность юридической работы.

Юрист – специалист принадлежит  к особой группе профессий. Эта профессия, призвана обеспечить управление в обществе. По мнению болгарского философа В.С.Добриянова, в основе структуры общества лежит четыре первичных компонента: материальное производство, воспроизводство людей и управление2. В соответствии с этим самостоятельную группу профессий состоят так же виды деятельности по управлению, в том числе деятельности юриста. В работе любого юриста, есть общие черты. Многие авторы имеют различное мнение о классификации этих черт. Но, наверное, самое точную классификацию приводит доктор юридических наук, профессор, член – корреспондент РАН С.С.Алексеев. по его мнению, основные черты таковы.

  1. Профессия юриста – непосредственно политическая профессия. В своей основе она является государственной работой, касающейся коренных вопросов политического характера…
  2. Юридическая специальность – профессия, условно говоря, точная. Она выражается в деятельности, которая основана на точных, строго фиксированных показателях…
  3. Профессия юриста – жизненная, глубоко человеческая специальность. Юристу в его работе приходится охватывать буквально все стороны жизни общества, деятельности человека – и хозяйство, и изобретательное дело, и семью, и многое другое…
  4. Особой чертой юридической профессии является то, что работа носит организаторский характер. Задача юриста организовать применение правовых норм, воплотить их в жизнь…..
  5. Ещё одна существенная черта. Профессия юрист – творческая профессия. Она выражается в творческом применении знаний, направленных на строгое осуществление начал законности…
  6. Наконец, профессия юрист характеризуется тем, что ему предоставлена большая самостоятельность в работе3.

Юристы призваны работать за соблюдение законности. Но каждый юрист  имеет свои профессиональные функции  в зависимости от разновидности  юридической деятельности.

В древнем Риме, где  профессиональная юриспруденция во многих отношениях получило высокое (классическое) развитие, функции сводились к следующим трём:

Ageve, т.е. руководить процессуальными действиями сторон в суде, в иных учреждениях давать советы о предъявлении иска и т.д.;

Cavere, то есть составлять формулы документов юридического значения, отражать интересы клиента;

Vespondere, т.е. советовать, давать консультации по юридическим вопросам, разъяснять их, и толковать юридические нормы.

Цицерон говорить, что  истинный законовед – «это тот, кто  сведущ в законах и обычном  праве… и который умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента»4.

Конечно, в этих кратких  формулах не могло быть учтено все  разнообразие юридической работы. Если же попытаться охарактеризовать главное  в профессиональных функциях юриста на современном этапе, то пожалуй, выявим что главное в них – это деятельность по ведению юридических дел.

Юридические дела – это  жизненные случаи, выступающие в  качестве

обособленных, самостоятельных  предметов юридического рассмотрения. К 

ним относится преступления, гражданские споры, конфликты, возникающие в связи с применением трудового законодательства, и всё же другие случаи, которые требуют рассмотрения и решения в соответствии с нормами права.

 И все эти дела  имеют важное значение. Это понимали  ещё юристы древности. Поэтому  один из первых образцовых в этом смысле сводов законов – римское право (XII таблиц) регулирует имущественные и гражданские отношения с огромной точностью. Многие нормы римского права технически настолько совершенны, что действуют и сейчас. А это значит, что и сегодня образцовый юрист должен знать римское право.

Человек начавший работать в сфере борьбы с преступностью  должен, прежде всего, понять всю сложность  социальной жизни, её изнанки, он должен узнавать зло и людей его несущих, а так же научиться самосовершенствоваться учиться и уметь учить других. Борьба с преступностью – это главное направление деятельности юриста, но в то же время нельзя забывать о том, что те с кем приходится вести эту борьбу тоже были людьми, не совершавшими преступлений, не были настолько социально запущенными. Что их сделало такими? Надо вникнуть в это, для принятия правильного решения. Для юриста не допустимо потерять чувство объективности даже тогда, когда в душе ты кипишь негодованием, если ты встал в ряды борцов с преступностью – не имеет права. Сложность работы заключается не только в том, что нужно работать с людьми и именно их поставить на правильный жизненный путь, а в том, что нужно каждодневно проявлять широту взглядов, уметь заглянуть и в будущее, разрабатывать меры, с помощью которых можно предупредить новое преступление. Это самые необходимые качества тех кто, став юристом, выберет путь борьбы с преступлениями. Умение понять человека, увидеть в преступление человека – очень важно. Может даже самое важное.

 

 

2.2. Значение теории государства и права в правовой подготовке юриста.

 

Бум юридического образования  в России, начавшийся в 1991-1992г вызван многими причинами:

1) развитие рынка и  предпринимательства; 

2) активизация законодательного  процесса и политической жизни; 

3) рост преступности и необходимости борьбы с ней в рамках права.

 Труд юристов, оплачивается  гораздо выше, чем в других  специальностях, что и делает  данную профессию очень популярной.

Система юридического образования  охватывает государственные вузы, муниципальные  образовательные учреждения и негосударственные вузы и факультеты. До начала перестройки государство полностью управляло образовательными учреждениями. Но положение изменилось после проведённых в стране реформ конца 80-х – начала 90-х годов. Роль государства в управлении образования стола определяться Законом об образовании от 10 июля 1992г (с изменениями в 1995г)5. В нём значительно расширена самостоятельность учебных заведений и введена самоуправляемость. Допущены платные дополнительные образовательные услуги, вузы получили возможность самим устанавливать зарплату преподавателям, разрабатывать образовательные программы и учебных курсов и т.д. (ст.32,35,36,39,45 Закона РФ об образовании).

Но всё же государства  оставило за собой право инспектировать любое образовательное учреждение на территории России «в порядке надзора» (п.7 ст. 30 указанного Закона) и устанавливать Стандарты, «определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (п. 1 ст. 7 Закона). Федерация в лице её органов власти и управления выдаёт лицензию на право открытия учебных заведений, проводит их аттестацию и аккредитацию.

Для государственных  вузов с платной формой обучения Госкомвуз в декабре 1993 г разработал и ввёл государственный стандарт бакалавра (4 года учёбы) по направлению 521400 «Юриспруденция». Строя систему подготовки бакалавров по американскому образцу, авторы не учитывали, что в США после 4 лет обучения в колледже и получения степени бакалавра надо ещё

закончить трёх годичную правовую школу при университете и только после этого он может  заниматься юридической деятельностью. Но Госкомвуз разъяснил, что лица получившие звание бакалавра, вправе занимать гос. должности.

В США высшее юридическое  образование отличается от Российского. Формально оно находится в  ведении министерства образования  которое, не неся административных функций, лишь формально распределяет средства федерального правительства на покупку  и занимается сбором статистических данных. Непосредственные требования к уровню знаний предъявляют межвузовские комиссии. В США существует Совет по образованию. Это частная организация, однако во всех вопросах высшего образования полагаются на его рекомендации.

Основными учебными заведениями, где преподают юридическую науку, являются школы права, куда принимаются лица, получившие полное университетское образование.

Система преподавания значительно  различается по штатам. Большая часть  университетов готовит юристов  только для данного штата. Исключением являются школы, дипломы которых действительны на всей территории США6. Поскольку изучение права сравнительно доступно, профессия юриста в США всегда была и остаётся открытой. Ведь история развития юриспруденции в США гораздо больше, чем в России и поэтому системы отличаются друг от друга.

В настоящее время  в нашей стране образование переживает нелёгкие времена. Общеизвестно, что  юридическое образование занимает приоритетное место в системе  высшей школы, т.к. оно призвано сыграть особую роль в условии формирования гражданского общества. В целом юридическая наука РФ в данных условиях получает качественно новые основы для собственного развития.

 Впервые в истории  России ей представляется возможность  стать важнейшим институтом гражданского общества. Задача же учёных юристов – способствовать ей (юридической науке) реализовать эту миссию.

Непрерывное образование  признано во всём мире, как мощное средство направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и  духовно-нравственном смыслах. В настоящее время российское законодательство пытается реформировать систему высшего образования, приближая её к мировым стандартам. Придерживаясь международного законодательства об образовании, пытаться обеспечить каждому человеку получение высокого уровня образования, особенно это необходимо в сфере юриспруденции.

Свободный план по программе  подготовки юристов-специалистов был  разработан ещё в 80-х годах. Однако с тех пор вузы внесли в него по своей инициативе много изменений  и дополнений. Были исключены марксистско -ленинская философия, научный коммунизм, научный атеизм, народный контроль. В число основных курсов были введены: экологическое право, психология, компьютерное право, коммерческое право, эстетика, арбитражный процесс.

Особое внимание уделено теории государства и права. Она поставлена как основополагающая наука в образовании юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  С малых лет наши родители  воспитывали в нас культуру  поведения. Учили уважать старших,  правильно общаться со сверстниками, знать моральные нормы общества. Но редко кто  учил своих детей уважать законы, повышал уровень правосознания.

Сейчас, когда право усиленно развивается  нельзя допускать правового невежества в обществе. Наше государство во многом, очень сильно отстала от других мировых держав в правовом смысле. Судьба российского права сложна и противоречива, так как до 1917 года не было сложившейся правовой системы. Было немало отсталых юридических форм и институтов. Но после 1917 года право в России все более и более стало обретать самостоятельный статус, значение особой силы в обществе..., но все равно юридическая система Советской России и всего Советского Союза была отброшена назад,  деформированная, ушла в сторону от основных направлений развития права, характерных для мировой цивилизации.7

Сейчас происходят сложнейшие процессы становления системы права соответствующей  требованиям современного общества. Но этот процесс осложнен политическим, экономическим, социальным и культурным кризисами.

Информация о работе Теория государства и права в системе юридических наук