Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:34, курс лекций
Теория государства и права является фундаментальной наукой правоведения и в то же время базовой учебной дисциплиной. Курс теории государства и права предполагает овладение системой основных правовых понятий и категорий, которыми оперирует вся система юридических наук. Усвоение юридических понятий является необходимым этапом юридического образования. Именно в рамках курса теории государства и права начинается формирование и развитие юридического мышления, его профессиональной направленности, общей и правовой культуры.
Введение 6
Раздел 1. Теория государства и права как наука 7
Тема 1. Понятие и предмет теории государства и права 7
1.1. Юридическая наука (правоведение) - наука о правовых формах человеческого общения. Состав юридической науки 7
1.2. Понятие и предмет общей теории государства и права 11
1.3. Место общей теории права в системе юридических наук 12
1.4. Задачи и функции теории государства и права на современном этапе 12
Тема 2. Методология теории государства и права 14
2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм 15
2.2. Структура методологии юридической науки и классификация и основных методов изучения государства и права 16
2.3. Характеристика основных специально-юридических методов познания 19
Раздел 2. Общая теория государства 22
Тема 3. Происхождение государства и права 22
3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе 22
3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства 24
3.3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родовой организации общества 29
3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества 30
3.5. Основные теории о происхождении государства и права 32
Тема 4. Понятие и сущность государства 34
4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве 34
4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти 35
4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета 38
4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов 39
4.5. Понятие и признаки государства 44
4.6. Понятие типа государства. Классификация современных государств и их разновидности 45
Тема 5. Социальное назначение и функции государства 49
5.1. Социальное назначение государства 49
5.2. Понятие функций государства 51
5.3. Виды функций государства 51
5.4. Формы и методы осуществления функций государства 53
Тема 6. Механизм государства 55
6.1. Понятие и структура механизма государства 55
6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства 57
6.3. Государственный орган и его признаки 59
6.4. Виды органов государства 60
Тема 7. Формы государства 63
7.1. Понятие формы государства. Соотношение формы государства и политического режима 63
7.2. Форма правления 64
7.3. Форма государственного устройства 67
Тема 8. Политическая система общества 70
8.1. Понятие и структура политической структуры общества 70
8.2. Место и роль государства в политической системе общества 73
8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества 74
8.4. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства 79
Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:
Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные (Российский Союз Молодежи), творческие (союзы писателей, художников, архитекторов и т. д.) и иные объединения.
Общественное движение - это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественнозначимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В РФ в качестве движений зарегистрированы такие формирования, как движение "Солдатские матери", Межрегиональное движение рабочих предприятий Всероссийского общества слепых, движение "Демократическая Россия", Всецерковное православное молодежное движение (братство).
Общественный фонд - это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве. Министерством юстиции РФ зарегистрированы в качестве фондов Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд), российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны, Международный фонд А. С. Пушкина, Фонд международных обменов "Кокусай корю кикин", Экологический фонд России.
Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки и т. д.
Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Например, родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства и т. д.
Порядок создания общественного объединения. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзах устанавливается законами об указанных видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Физические лица могут быть учредителями только по достижении 18-летнего возраста. Учредители созывают общее собрание (съезд, конференцию), на которых должны быть приняты следующие решения:
С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным. Требования к содержанию устава общественного объединения установлены законодательством (см. Закон об общественных объединениях). Государственная регистрация является правом, а не обязанностью общественного объединения. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции (в этом случае оно не приобретает прав юридического лица). Перечень документов, требуемых для регистрации в органах юстиции, установлен законодательством об общественных объединениях (см. подробнее Закон об общественных объединениях).
На территории РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной, социальной, классовой или религиозной розни.
Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности:
Международное общественное объединение - это образованное в РФ общественное объединение, в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим.
Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.
Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения.
Приостановление деятельности общественного объединения. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена в случае нарушения законодательства РФ по решению суда. Это делается по заявлению органа, регистрирующего общественное объединение, или прокурора соответствующего уровня. Срок приостановления деятельности объединения устанавливается судом. На этот период приостанавливаются права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации, другие мероприятия, принимать участие в выборах и совершать некоторые иные действия, оговоренные законодательством. Если в течение оговоренного судом срока нарушения устраняются, то объединение возобновляет свою деятельность. В противном случае органа, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.
Ликвидация общественного объединения. Ликвидация общественного объединения может наступить в следующих случаях:
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Решение суда о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано.
Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.
Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов и т. д.
Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы (налоговые), ссуды и др.
При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.
Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.
Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.
8.4. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства
Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.
Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.
Современные политические партии, в собственном смысле слова, возникли с XIX в., первыми были партии тори и виги в Великобритании. В России первые партии появились в 1898 - 1903 гг. в результате политических реформ.
Признаки политической партии:
Функции политической партии:
Виды политических партий.
По идеологической направленности выделяют:
1. Консервативные партии. Характеризуются стабильностью, приверженностью традиционным формам осуществления власти; ратуют за постепенные преобразования в обществе, за преемственность политики от прежних времен.
2. Либеральные партии. Провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных интересов, а не общественных.
3. Социал-демократические партии. Провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства.
4. Коммунистические партии. В основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и диктатуры пролетариата.
5. Религиозные партии. Создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности.
6. Национал-патриотические или фашистские партии. В основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов.
По способу связи с государством партии подразделяют на: