Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:34, курс лекций
Теория государства и права является фундаментальной наукой правоведения и в то же время базовой учебной дисциплиной. Курс теории государства и права предполагает овладение системой основных правовых понятий и категорий, которыми оперирует вся система юридических наук. Усвоение юридических понятий является необходимым этапом юридического образования. Именно в рамках курса теории государства и права начинается формирование и развитие юридического мышления, его профессиональной направленности, общей и правовой культуры.
Введение 6
Раздел 1. Теория государства и права как наука 7
Тема 1. Понятие и предмет теории государства и права 7
1.1. Юридическая наука (правоведение) - наука о правовых формах человеческого общения. Состав юридической науки 7
1.2. Понятие и предмет общей теории государства и права 11
1.3. Место общей теории права в системе юридических наук 12
1.4. Задачи и функции теории государства и права на современном этапе 12
Тема 2. Методология теории государства и права 14
2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм 15
2.2. Структура методологии юридической науки и классификация и основных методов изучения государства и права 16
2.3. Характеристика основных специально-юридических методов познания 19
Раздел 2. Общая теория государства 22
Тема 3. Происхождение государства и права 22
3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе 22
3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства 24
3.3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родовой организации общества 29
3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества 30
3.5. Основные теории о происхождении государства и права 32
Тема 4. Понятие и сущность государства 34
4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве 34
4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти 35
4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета 38
4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов 39
4.5. Понятие и признаки государства 44
4.6. Понятие типа государства. Классификация современных государств и их разновидности 45
Тема 5. Социальное назначение и функции государства 49
5.1. Социальное назначение государства 49
5.2. Понятие функций государства 51
5.3. Виды функций государства 51
5.4. Формы и методы осуществления функций государства 53
Тема 6. Механизм государства 55
6.1. Понятие и структура механизма государства 55
6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства 57
6.3. Государственный орган и его признаки 59
6.4. Виды органов государства 60
Тема 7. Формы государства 63
7.1. Понятие формы государства. Соотношение формы государства и политического режима 63
7.2. Форма правления 64
7.3. Форма государственного устройства 67
Тема 8. Политическая система общества 70
8.1. Понятие и структура политической структуры общества 70
8.2. Место и роль государства в политической системе общества 73
8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества 74
8.4. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства 79
3. кибернетические /информационные/ методы, при котором анализ закона дается с точки зрения содержащейся в нем информации, а правовые явления рассматриваются как определенные команды;
4. аксиологический подход, при котором общественные явления характеризуются как ценности, соответствующие тем или иным идеалам;
5. психологический метод, в котором государственная власть - авторитет, который признают и которому подчиняются, а право рассматривается как воля;
6. метод моделирования - который исходит из предположения, что между различными объектами существуют однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из объектов - модели, - можно с достаточной определенностью судить о другом /об оригинале/.
Говоря о методах ТГП, логично давать и более краткое их изложение:
Методы:
1. исторический /используется при изучении происхождения, особенностей государства и права в различные эпохи/;
2. социологический, при котором государство рассматривается как политико-территориальная организация, которая распределяет свою власть за все население. В рамках метода рассматривается связь и взаимовлияние гражданского общества;
3. юридический метод, где государство рассматривается как правовая форма организации государственной власти, изучаются связи между государством и правом;
4. политический метод: государство - организация политической власти в обществе.
5. психологический метод, при котором государственная власть - авторитет, право - воля.
Существуют дополнительно к этому следующие методы: логический, сравнительный, моделирования, анкетирования. Главное - только совокупность (а точнее - система) методов дает правильное представление о государстве и праве, т. е. необходимо использование принципа методологического плюрализма.
Ниже предлагается схема методологии юридической науки. Все уровни методологии, все конкретные методы необходимы, чтобы познать, изучить конкретные государственно-правовые явления. Познание начинается с низшего уровня, т. е. при помощи специально-юридических методов. Например, государство, право, законодательство, деятельность правоприменительных органов изучается прежде всего с помощью частных методов, например, сравнительного анализа, формально-юридического анализа и др. Полученные в результате этого изучения знания обрабатываются с помощью методов общенаучного уровня (анализ, синтез, дедукция и т. д.), т. е. используя логические приемы обработки информации ученый строит выводы, получает какие-то результаты - знания о государстве и праве. А для того, чтобы знания были достоверными, истинными, весь процесс познания, т. е. весь процесс применения методов познания должен соответствовать принципам познания, образующим философский уровень. Иными словами, методы каждого уровня должны применяться в соответствии с вышестоящими уровнями методологии.
Рис. 1.1.2.3.
В курсе теории государства и права часто используются термины “понятие” и “категория”.
Понятие - форма мышления, которая отражает и закрепляет существенные отличительные признаки предметов и явлений.
Например, понятия государства, право, норма, правоотношение, функции, механизма.
Категория - более широкое понятие, включает в себя несколько понятий.
Например, категория государства может быть раскрыта через понятие сущности, формы государства, политической власти.
Раздел 2. Общая теория государства
Тема 3. Происхождение государства и права
Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства.
Признаки государства, отличающие его от общественной власти родовой организации. Аппарат управления и аппарат принуждения и средства для их содержания. Налоги и займы.
Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от норм первобытного общества.
Основные теории о происхождении государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, психологическая, социально-экономическая и другие.
3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть.
Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов.
Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным (От лат. potesta - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.), общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.
Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:
21455. Общее собрание рода;
21456. Совет старейшин (старейшина);
21457. Вождь (военачальник, предводитель охоты).
Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.
Черты власти родовой организации следующие:
21470. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);
21471. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;
21472. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);
21473. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;
21474. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;
21475. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.
В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.
Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.
Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.
Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.
Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.
3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс получил название неолитической революции, т. к. произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы.
С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства и послужила неолитическая революция.
Неолитическая революция приводит к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.
Первое крупное общественное разделение труда - это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дает возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов, так как все их имущество находится в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме, а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен будучи главным средством обособления индивидов делает стадное существование ненужным.
Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, которой во многом способствовало второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.
В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда - появлению класса купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность, и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи.
Таким образом, крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.
На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.