Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 19:52, курсовая работа
Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой - постоянная общественная реальность.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 История развития и создания теории разделения властей
1.2 Теория разделения властей как научная теория
1.3 Характеристика сущностей ветвей власти
1.3.1 Представительная власть
1.3.2 Исполнительная власть
1.3.3 Судебная власть
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2. ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Модель организации политической власти, которая была предложена Монтескье и выражена в теории разделения властей, выдержала проверку временем и остается стержнем всякой демократической политической системы. Безотносительно к форме государственного устройства (президентская или парламентская республика) принцип разделения властей является формальной гарантией политической свободы общества. Что касается существа дела, то все гораздо сложнее: формальная гарантия политической свободы еще не означает ее реальной гарантии. При анализе этой проблемы центральное место справедливо уделяется структуре власти и механизму управления в каждом конкретном обществе. Это совокупность признаков политической системы, которую Монтескье обозначил понятием «природа правления». Современная наука определяет ее как характер политического режима.
Одним из важнейших достижений политической науки XX в., в отличие от правовой науки XIX в., является как раз то, что она перешла от анализа формальной структуры власти к исследованию ее подлинной или реальной организации, продемонстрировав на конкретных примерах нашего времени разрыв между нормой и действительностью, декларациями политической власти и ее конкретной практикой. В этом контексте принцип разделения властей выступает как некий абстрактный идеал, своего рода идеальный тип, который едва ли находит практическое применение в условиях современного политического процесса и затемняет подлинные правила борьбы за власть. Таким образом, институт разделения властей выступает организационной формой распределения интересов властных групп, задавая им правила игры в рамках демократической политической системы..
Важно отметить, что высшие органы государства, действующие на основе изучаемого принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам. Законодательная власть - высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая курсовая работа представляет собой исследование сущности и значения теории разделения властей, основанное на изучении вопросов исторического развития теории, сущности теории разделения властей как научной теории, сущности законодательной, исполнительной и судебной власти. В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787, а затем получили своё воплощение в конституционных актах других демократических государств
2. Разделение властей - концепция, утверждающая, что для правильного
функционирования государства в нём должны существовать независимые
друг от друга ветви власти: законодательная
3. Основные положения теории разделения властей следующие:
-разделение властей закрепляется конституцией;
-согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
-все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
-судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
- создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.
Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти.
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
5. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.. 6 В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."6
К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся: - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; - органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: - Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации; - Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; - Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.
Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму "сдержек и противовесов", сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это, прежде всего правовая форма демократии
Размещено на Allbest.ru
1 Колпаков Н. Разделение властей в современном Российском государстве // Конституционное и
муниципальное право. 2005. № 2. С. 18 - 36.
2 Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В.Теория государства и права. : Изд. 3-е, стереотип. М.: КноРус, 2009. - 240 с.
3 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4973 (149) от 13 августа 2009 г.
4 Медушевский А.Н. Идея разделения властей // Вестник РАН. 2004. Т. 64. № 1. С. 21 - 31.
5 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997, С. 267.
6 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4973 (149) от 13 августа 2009 г.