Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:31, контрольная работа
Теория разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный орган, исполнительно-распорядительную деятельность - органы исполнительной власти, правосудие – суды.
Введение……………………………………………………………….
1. Возникновение разделения властей в Европе и США …………
1.1 Разделение властей в Англии. Учение Джона Локка…………..
1.2 Учение Ш.Л.Монтескьё о разделении властей…………………
1.3 Разделение властей в США………………………………………
2. Возникновение разделения властей в России……………………
2.1 Первая и вторая Государственная Дума. Временное правительство………………………………………………………………………
2.2 Советский период…………………………………………………….
3. Реализация принципа разделения властей в современной Российской Федерации………………………………………………….
3.1 Президент…………………………………………………………………
3.2 Законодательная ветвь власти………………………………………..
3.3 Исполнительная ветвь власти………………………………………..
3.4 Судебная ветвь власти………………………………………………..
4. «Четвертая и пятая власть»……………………………………….
Заключение …………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………..
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти11. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года (с 2011 года на 5 лет), а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Этими законами являются Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Федеральному собранию свойственны три классические основные функции парламента, на которых, собственно, и выросла представительная система12:
Две первые функции практически нигде и никогда не подвергались сомнению, в то время как третья - породила различные подходы. При парламентарных формах правления контроль за исполнительной властью носит многосторонний характер, а главное - включает право парламента принимать вотум недоверия правительству и тем самым отправлять его в отставку.
Законодательная деятельность осуществляется палатами Федерального Собрания последовательно. В законотворческом процессе ключевую роль играет Государственная Дума. Она получает и рассматривает все законопроекты, принимает федеральные законы. Роль Совета Федерации сравнительно невелика, он рассматривает принятые Государственной Думой законы. Его отлагательное вето может быть преодолено квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов Государственной Думы. Конституционные поправки последовательно рассматриваются палатами Федерального Собрания и законодательными органами субъекта Российской Федерации.
Часть 2 статьи 77 Конституции13 предусматривает образование единой системы исполнительной власти в Российской Федерации "в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения".
Положение и место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст.10 и 11 Конституции. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и судами. В ст.110 Конституции прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Соотношение Правительства с Федеральным Собранием и судами не порождает каких-либо неясностей. Согласно Конституции органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. В то же время Правительство Российской Федерации взаимодействует с палатами Федерального Собрания и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.
Законодательство о Правительстве Российской Федерации обязывает членов Правительства по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы.
По-иному и в некотором смысле сложнее выглядят взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации, который формально как бы не входит ни в одну из трех властей, а по существу, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, в эту власть входит. Президент Российской Федерации назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично смещает Председателя Правительства, назначает и смещает всех членов Правительства Российской Федерации и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент Российской Федерации вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства Российской Федерации.
Анализ полномочий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации дает все основания считать фактическим главой исполнительной власти Российской Федерации именно Президента Российской Федерации, а не Председателя Правительства. В Федеральном законе "О Правительстве Российской Федерации" поэтому говорится, что Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в России (ч. 3 ст. 1). Но следует учитывать, что Правительство Российской Федерации функционирует, имея над собой Президента Российской Федерации, указания которого для Правительства обязательны и надо отметить, что в указах Президента весьма часто встречаются положения, означающие прямое руководящее участие в организации и деятельности Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации и международных договоров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти.
Согласно ч.2 ст.110 Конституции14 Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Количество членов Правительства Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.
Формирование Правительства Российской Федерации начинается с назначения его Председателя. Председатель - ведущая фигура в Правительстве Российской Федерации, он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции).
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать другие кандидатуры15. Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.
Президента Российской Федерации вправе освобождать Председателя Правительства от должности, не обращаясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом обе палаты.
Согласно Конституции Дума может выразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет автоматически его отставки: Президент Российской Федерации вправе сам решать вопрос, отправить ли Правительство в отставку или не согласиться с решением Государственной Думы16.
Но Государственная Дума вправе повторно в течение трех месяцев выразить недоверие Правительству Российской Федерации (если срок в три месяца превышен, то выражение недоверия не может быть признано "повторным"). И тогда Президент Российской Федерации обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо распустить Государственную Думу.
Председатель Правительства Российской Федерации по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента Российской Федерации может быть следующей: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
На федеральном уровне действуют также федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных органов исполнительной власти (за исключением органов, подведомственных Президенту). Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации ". В соответствии с этим законом система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации возглавляется высшим исполнительным органом, который, в свою очередь, формирует и возглавляет высшее должностное лицо (или руководитель высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, осуществляет полномочия, установленные законодательством, а также формирует другие органы исполнительной власти.
Место судебной власти в
системе органов
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11 Конституции).
Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.
В настоящее время судебная система Российской Федерации состоит из следующих судов:
1) Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд Российской Федерации, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также конституционные и уставные суды в субъектах Российской Федерации, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;
2) Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, мировые суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в редакции от 20.08.2004г.) в части, не противоречащей Федеральному закону "О судебной системе Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
3) Арбитражные суды. В
эту систему входят Высший
Арбитражный Суд Российской
Закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.
Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.
Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Статья 120 Конституции гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей.
4. «Четвертая и пятая власть»
В современной теории государства и права могут выделять еще одну ветвь власти "четвертую власть" - средства массовой информации. Дело в том, что телевидение , радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах, где точка зрения "масс" проявляется лишь в критических ситуациях (революции), правительства понимают всю значимость влияния "четвертой власти" на людей и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах. В демократических государствах "четвертая власть" - это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п. Нам трудно представить себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один закон не будет действовать, пока он не опубликован, т.е. "четвертая власть" является необходимой частью функционирования системы государственных органов. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе "сдержек и противовесов", сдерживая действия органов государства. В результате столь широкого влияния на жизнедеятельность государства и общества можно с уверенностью назвать средства массовой информации "четвертой властью".