Территориальное общественное самоуправление в конституции РФ и федеральных законах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление это та основополагающая идея, которая будет определять дальнейшее развитие Российского государства и общества, потому, что местное самоуправление является основой демократического строя, развития и формирования гражданского общества, основным принципом организации власти. К тому же власть местного самоуправления признана самым демократическим видом власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС И СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.2 ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.3 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА О ТОС
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
ГЛАВА III. СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ГЛАВА IV. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОС НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ К ЭФФЕКТИВНОМУ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

тос курсовая.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому очень  важно в этой ситуации разработать  комплекс изменений в законодательстве с целью усовершенствовать механизм организации и функционирования ТОС в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Развитие институтов гражданского общества в России является одной из ключевых проблем современности. От её решения во многом зависит настоящее и будущее граждан. Однако если необходимость создания институтов гражданского общества в России уже не оспаривается, то вопрос о характере этой системы, её сущностных чертах и механизме реализации продолжает оставаться открытым.

Отличительной чертой демократических государств является развитость в них участия граждан в системе местного самоуправления, которое может осуществляться в различных формах. Одной из форм выражения непосредственного народовластия является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным  общественным самоуправлением подразумевается  право граждан, населения определённой территории на самостоятельное решение  местных проблем. Признавая и  гарантируя это право, государство  тем самым признаёт самостоятельность  ТОС в пределах его полномочий и берёт на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления, данного права.

Территориальное общественное самоуправление представляется в качестве формы организации  граждан, которые самостоятельно решают вопросы местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций и потребностей.

В целом, ТОС  рассматривается как способ осуществления  народом принадлежащей ему власти, как образ жизни людей на высоком  уровне развития гражданского общества и демократического государства, а также как показатель степени демократизации, зрелости общества, характеризующий его способность к самоустройству, самоопределению, самодеятельности.

Когда появилось  территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного  волеизъявления граждан - установить сложно, на этот счёт существуют противоречивые мнения. Мы считаем, началом действия ТОСов 1995 год, когда был принят ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Таким образом, ТОСы официально существуют уже более 10 лет, но нам не удалось найти ни одного подробного и интересного анализа по деятельности ТОСов в нашей стране за последние годы. Всё это лишь подтверждает актуальность и сложность данной темы, и отсутствие эффективной системы прямого участия граждан в местном самоуправлении. Особенно это касается уровня муниципальных образований. В последние годы власти на местах преодолевают большие трудности в решении основных организационных вопросов: границы территории, наполнение бюджетов, кадры, полномочия и т.д. В данный момент такая проблема как привлечение населения к самоуправлению на местах практически не решается, поэтому положительного опыта осуществления ТОС очень мало.

В целом, становление  институтов гражданского общества, в  том числе ТОС, в России происходит медленно.

Основными причинами  считается:

несовершенство  законодательной базы территориального общественного самоуправления;

недооценка, недопонимание, а нередко и ошибочное представление  о самой сути ТОС, его чрезвычайной важности в деле демократических преобразований всего российского общества;

отсутствие  у населения опыта сознательного  участия в общественной жизни;

отсутствие  реальной заинтересованности государственных  и муниципальных органов власти в создании ТОС;

недостаточное использование зарубежного опыта в формировании и функционировании институтов гражданского общества.

В западных странах  демократические структуры гражданского общества представляют реальную силу и на равных ведут диалог с властью, причём не только с административной, но и с властью политической.

Современное гражданское  общество в США представляет собой  все охватывающую сеть различных  добровольных ассоциаций граждан, лоббистских  групп, муниципальных коммун, благотворительных  фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, духовной сферах, в личной и семейной жизни.

Наличие разветвлённой системы институтов гражданского общества считается гарантом стабильности американской демократии. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и организациях, и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует с целью создания условий для самореализации индивидов и групп.

На территориальное  общественное самоуправление в нашей  стране возлагаются большие надежды, поскольку именно эта форма участия  населения в решении вопросов местного значения в состоянии охватить весь объём проблем, возникающих в муниципальных образованиях. Положительный опыт образования ТОС в виде домовых комитетов, ТСЖ, добровольных дружин, клубов по интересам, обществ огородников и садоводов, экологических объединений уже существует, но такие примеры более характерны для городов, чем для посёлков и сёл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОС НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ К ЭФФЕКТИВНОМУ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ

 

На федеральном  уровне:

В настоящее  время ТОС регулируется целым  комплексом нормативных правовых актов, что не является удобным для организаторов  ТОС. Необходимо принять специальный  федеральный закон "О территориальном  общественном самоуправлении в Российской Федерации". Мы предполагаем, что в данном законе будет содержаться более четкое определение ТОС, его характерные признаки, позволяющие отличить формы ТОС от других форм объединения граждан. Закон также должен содержать нормы о гарантиях государственной защиты прав участников ТОС и защиты органа ТОС как некоммерческой организации. Данный закон может определять порядок организации ТОС в общих чертах, оставляя право субъектам Федерации дополнять порядок организации ТОС с учётом местных условий и традиций. Что касается требования ФЗ №131 о том, что порядок организации ТОС устанавливается правовыми актами муниципальных образований, его можно отменить на переходный период.

Кроме того, федеральным  законом должны быть определены основные принципы осуществления ТОС: самостоятельности, ответственности, законности, гарантии прав, свободного волеизъявления жителей, выборности органов ТОС, многообразие форм ТОС, взаимодействия органов ТОС с органами местного самоуправления и т.д. Также в данном законе должна быть продублирована норма из ФЗ №131, (которую необходимо внести), о том, что эффективность местного самоуправления определяется степенью участия граждан в местном самоуправлении.

На уровне субъектов  РФ

В законе необходимо подробно регламентировать процесс создания ТОС в муниципальных образованиях, подчёркивая организующую и координационную роль государственных органов и органов местного самоуправления на этапе активизации населения.

Кроме того, реализации поставленных задач может способствовать программа "Содействие формированию институтов гражданского общества", предусматривающая конкретные мероприятия по правовому просвещению населения округа, созданию общественных объединений, стимулированию добровольного участия граждан в решении общественно значимых проблем, обучению муниципальных служащих способам активного взаимодействия с инициативными гражданами.

Программа предусматривает  выделение финансовых средств на реализацию соответствующих подпрограмм  в муниципальных образованиях.

На уровне муниципальных образований

Разработать программу "Содействие формированию институтов гражданского общества".

Программа предусматривает  конкретные мероприятия, направленные на преодоление причин социальной пассивности  населения:

Социологические исследования по проблемам:

"Степень  осведомленности граждан о решениях  органов местного самоуправления", "Готовность населения муниципального  образования принимать участие  в местном самоуправлении".

Конкурсы проектов по созданию различных форм ТОС на территории муниципальных образований.

Выявление лидеров.

Обучение лидеров (обучающие семинары, тренинги, "круглые  столы", консультации юриста).

Разработка  системы взаимодействия органов  местного самоуправления с органами ТОС в муниципальном образовании (формы содействия, координация деятельности, финансовая помощь и т.д.)

Разработка  системы стимулирования активных участников ТОС (полная или частичная оплата, призы и премии, статья в газете, рейтинг общественной активности граждан  и т.д.)

Предлагаемые  изменения в нормативные правовые акты на разных уровнях носят схематический характер и находятся в стадии дальнейшей разработки. При необходимости нововведения можно представить в более подробном виде.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Органы ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении нашего традиционного образа жизни и основанной на нем самоорганизации граждан по решению местных проблем исключительно велики.

Формирование  органов ТОС позволяет реализовать  общественную инициативу граждан, посредством  этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.

Ситуация незащищенности и неадаптированности граждан в  условиях проведения реформ требует  создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.

Формирование  территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

неинформированность населения;

идей, желанием и инициативной создания ТОС на своей  территории должны проникнуться все - от простого жителя до главы администрации;

в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;

при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию  нормативной правовой базы;

органы ТОС  должны иметь не только Уставы и  планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий;

в местных администрациях для уполномоченных выборных лиц  ТОС и членов органов ТОС должно быть организовано обучение.

Как правило, данная категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать:

материальное и моральное поощрения;

интересы органов  ТОС во многом переплетаются с  деятельностью предприятий жилищно-коммунального  хозяйства (благоустройство территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому  органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов;

в настоящее  время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение  к органам ТОС.

С одной стороны - органы местного самоуправления видят  в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем; для того, чтобы активнее лоббировать интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция  Российской Федерации от 12.12.2009 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.)

2. Гражданский  кодекс Российской Федерации  часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ  и часть четвертая от 18 декабря  2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января,20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля,20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля 2009 г.)

3. Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля, 10 мая, 15, 18 июня, 21 июля, 18 октября, 4, 8 ноября 2007 г., 10 июня, 23 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г.)

4. Федеральный  закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О  муниципальной службе в Российской  Федерации" (с изменениями от 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 декабря  2008 г.)

5. Федеральный  закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г.,19 июня, 11, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 12, 18, 25, 27 июля, 25 октября, 4, 29 декабря 2006 г., 2, 23 марта, 26 апреля, 10 мая, 18 июня, 19, 21 июля, 18 октября, 8 ноября 2007 г., 29 марта, 14, 22, 23 июля, 25 ноября, 3, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 5 апреля 2009 г.)

6. Государственное  и муниципальное управление: Учебное  пособие / Под ред. А.А. Мерцалова. - Орёл: ОРАГС, 2006

7. Игнатов В.Г., Рудой, В.В. Местное самоуправление. - РнД: "Феникс", 2001. - 416с.

8. Система муниципального управления: Учебник под ред.В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2008.

9. Чиркин, В.Е.  Государственное управление. - М.: Юристъ, 2001

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление в конституции РФ и федеральных законах