Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является по возможности полное рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно типов. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
1.Изучить понятие «типология государства»
2. Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств
3.Описать выделяемые типы государств
1.Понятие типа и сущности государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие типа и сущности государства 4
2.Основные подходы к типологии государств 6
1.Формационный (марксистско-ленинский) подход
к типологии государств 6
2. Цивилизационный подход к типологии государства 13
3. Иные критерии выделения типов государств. 16
3.1 Типология государств по политическому режиму 16
3.2 Типология государств по их отношению к религии 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Типология государств.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Решения центральной  власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому зачастую приходится применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат. Суд в таком государстве—вспомогательный инструмент. Используются также внесудебные методы расправы (сталинские «тройки», психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при  авторитарном режиме не допускается. В  политической жизни могут участвовать  и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются.

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью.

Авторитарная  власть уже приходит к осознанию того, что доверие народа - великая сила, а поэтому культивирует в массах фанатизм по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в простой объект манипуляций.

В настоящее  время авторитарный режим не является редкостью. Он существовал и в СССР на момент провозглашения перехода России к рыночным отношениям.

 

Либеральный режим существует в тех странах, где развиты рыночные отношения. Рынок требует равноправных, свободных партнеров. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства пока нет. Провозглашается свобода слова.

Экономическую основу либерализма составляет частная  собст­венность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Многопартийность — необходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляется на основе децентрализации', центральная власть решает только те вопросы, которые не может решить местная власть.

Либеральный режим  существует в развитых странах Европы, США и Японии.

Демократический режим предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

В демократическом  государстве народ является источником власти. Представительные органы и  должностные лица в государстве  здесь также избираются, но критерием их избрания являются не политические, а профессиональные качества. Референдумы, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого представительства, участвующих в управлении делами общества. При принятии решений учитываются и интересы меньшинства. Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: право как главный социальный регулятор либерального общества уступает место морали. Гуманизм и нравственность — отличительные признаки демократического государства. Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей.

 

    1. Типология государств по их отношению к религии.

 

По отношении  официальной власти к религии  принято выделять следующие государства:

- светские;

- клерикальные;

- теократические;

- атеистические.

 

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство  не вмешивается в определение  гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2) государство  не вмешивается в деятельность  религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство  оказывает содействие и поддержку  (материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;

4) государство  регулирует предоставление религиозным  организациям налоговых и иных  льгот, оказывает финансовую, материальную  и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;

5) не возлагает  на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

6) светскость  государства не влечет за собой  ограничений прав членов религиозных  объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Статус светского  государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) религиозные  организации получают от государства  различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы;

2) религиозные  организации вправе иметь свое  представительство в государственных органах;

3) религиозные  организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством;

К клерикальным государствам могут быть отнесены Великобритания, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония, Израиль и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная  власть принадлежит религиозной  организации, которая имеет статус государственной религии;

2) религиозные  правовые нормы составляют основной  источник государственного публичного законодательства;

3) глава государства  одновременно является высшим  религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане.

Согласно Конституции  Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

Теократическими государствами являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) атеизм становится  официальной государственной идеологией;

2) религиозные  организации лишают необходимой социально-экономической основы — имущества, собственности;

3) религиозные  организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

4) религиозные  объединения не обладают правами  юридического лица и не могут  совершать юридически значимых действий;

5) священнослужители  и верующие дискриминируются  и репрессируются;

6) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

7) запрещается  распространение веры, свобода совести  по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Французская республика, СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например, Албания.

Заключение

 

 

Изучив теоретические  аспекты данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой  метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация.

Понятие типа государства  многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.

История представила  убедительные доказательства односторонности  формационной теории, что в целом не умаляет ее значимости в качестве одной из концепций социально-экономического развития. Именно социально-экономического, но никак не политико-правового. Ведь если рассматривать процесс политогенеза, то нельзя не признать, что классовое структурирование общества в чистом виде присутствует только в условиях раннего капитализма.

Что касается цивилизационного подхода, то он оперирует категориями, весьма далекими от собственно государственных. Понимание цивилизации как «относительно замкнутого и локального состояния общества социокультурной системы , включающей социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности» позволяет говорить о том, что цивилизация – это не столько политико-правовое, сколько социокультурное образование. Таким образом, применительно к проблематике типологии государства категория «цивилизация» вряд ли выступает в качестве продуктивной, так как не содержит в себе достаточно четких критериев отнесения того или иного государства к определенному политико-правовому типу.

Наиболее верный путь – это интеграция формационного  и цивилизационного подходов и создание новой комплексной теории, универсальной по своим критериям для всех государств мира в поступательном историческом движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

 

    1. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов-3-е изд. М: Норма. 2004.
    2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000.
    3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право: Учебник. 2-е изд. М.: Норма, 2009.
    4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник для вузов. 7-е издание. СПб.: Питер. 2008.
    5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства - 4-е изд., перераб. и доп. М: Юристъ.2007. 
    6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2004.
    7. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник М.: Проспект, 2009.
    8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М: Юристъ. 2004.
    9. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М: Норма, 2008.
    10. Ромашов Р.А. Теория государства и права: СПб.: Питер. 2009.

 


Информация о работе Типология государств