Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Типология государств» - одна из важных и актуальных тем на сего-дняшний день.
Тема работы актуальна потому, что в юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, как правило, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и иные методы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и особенности государства………………………………………6
1.2 Понятие о типологии государства 8
2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Формационный (классовый, марксистско-ленинский) подход к типологии государства 12
2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода ……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26

Файлы: 1 файл

Типология государств.docx

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Преемственность между историческими типами государства заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства. Каждый новый господствующий класс, отмечается в марксистской литературе, заимствует те элементы государственной и правовой организации старых классов, которые приемлемы для него и могут быть наполнены новым классовым содержанием (например, организация армии, полиции, судов, уголовное и гражданское судопроизводство). Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма-ленинизма в эксплуататорских типах государства, которые роднит их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права поразному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.

При переходе к социализму преемственность государственно - правовой организации общественной жизни, таким образом, гораздо меньшая, чем при прежних революциях, и касается исключительно научно-технических средств данной эпохи. Такой вывод делается исходя из того, что социалистическое государство – это не только высший, но и совершенно новый, противоположный эксплуататорскому, исторический тип государства.

Анализируя все известные  эксплуататорские типы государств марксистско-ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

  • Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениям, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком.
  • Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.
  • Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждаются от него.
  • По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально-экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

В отличие от эксплуататорских государств, социалистические государства, согласно марксизму-ленинизму, представляют собой организацию политической власти трудящихся. Ее назначение не сохранение классового господства, а построение бесклассового коммунистического общества. Отсюда и соответствующая характеристика основных черт государства социалистического типа:

  • Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
  • Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов и всего народа.

Любое социалистическое государство  в процессе своего развития не только отчуждается от общества, но, напротив, все больше сливается с ним. В этом марксистско-ленинская наука видит коренные различия между эксплуататорским и социалистическим типом государства. [7, с. 62]

Классово-формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и технической литературе.

2.2. Типология государства  с точки зрения цивилизационного  подхода

Исторический  процесс  привел  к  складыванию   свыше   двух   десятков цивилизаций, отличающихся друг от  друга  не  только  утвердившимися  в  них системами ценностей, господствующей культурой,  но  и  характерным  для  них типом государства.

В развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Первый этап –  это  локальные  цивилизации,  каждая  из  которых  имеет совокупность  взаимосвязанных  социальных  институтов,  включая  государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

Второй этап – это особенные  цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская,  восточноевропейская,  исламская  и  др.)  с  соответствующими типами государств.

Третий этап – это  современная  цивилизация  с  ее  государственностью, которая в настоящее время  только  складывается  и  для  которой  характерно совместное существование традиционных и  современных  социально-политических структур.

Место государства в первичной  цивилизации. Существуют различные  основания  для  типологизации  цивилизаций  и  их государственности.     Такие     как,     хронологические,     генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и  др.  Можно  выделить три группы  отношений,  которые  определяют  цивилизационные  характеристики государства и лежат  в  основе  его  цивилизационной  типологии.  В  понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем  развития товарного производства и обмена культурные особенности  государств,  которые проявляются:

     1) в отношениях  между обществом (государством) и  природой;

     2) в межгосударственных  отношениях;

     3) в их взаимоотношениях  с обществом;

Для  типологии  государств  с  точки  зрения  цивилизационного  подхода наибольший интерес  представляет  классификация  цивилизаций  по  уровню  их организации. Цивилизации де6лятся на первичные и  вторичные.  Государства  в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по  своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают  государственно-страновой, хотя  нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют  древнеегипетскую,  шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую,  вьетнамскую, японскую  и  др.  Их  анализ  показывает  огромную  роль   государства   как объединяющей   и  организующей  силы,  не   определяемой,   а   определяющей социальные  и  экономические  структуры.  Отличительной  особенностью   этих обществ  было  соединение  государства  с  религией  в  политико-религиозном комплексе, где  государство  –  более  чем  государство. 

Религия  же  прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе  вождя, фараона,  раджи,  микадо  и  т.д.   В   первичных   восточных   цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки,  но и базиса, что было связано  с  обеспечением  им  как  политического,  так  и хозяйственного социального функционирования общества. [14, с. 159]

Место государства во вторичной  цивилизации. Вторичные цивилизации –  это  западноевропейская,  восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др.  В  них  проявилось отчетливое различие между государственной  властью  и  культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже  не  такой  всемогущей  и  всепроникающей силой,  какой  она  была  в  первичных  цивилизациях.  Но   и   в   них,   с цивилизационной  точки  зрения,  государство  было  компонентом,  во  многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях  положение  правителя  было  двойственным.  С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и  заветов  и  в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой  –  он  сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна.  Его  власть  –  это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей  курсовой  работе  я  изучила  типы  государств,  согласно  двум подходам – формационному и цивилизационному.

Как объясняет формационный подход, любое общество  находится  в  рамках определенной общественно-экономической формации и включает  два  основных  и неравнозначных  по  характеру  компонента: 

  1. Экономический  базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде  всего,  отношений собственности.
  2. Надстройка, куда  относятся  общественное  сознание, мораль, право, государство, религия  и  наука.

 В  общественно-экономической  формации  действуют  законы  определяющей  роли  базиса   по   отношению   к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий  труда, трудовых навыков  человека)  приводит  к  изменению  формы  производственных отношений. Собственниками основных  средств  производства  становятся  новые более  прогрессивные  классы  (вначале  рабовладельцы,   затем   феодалы и буржуазия,  наконец,  трудящиеся  классы).  С  изменением   производственных отношений,  меняются  и  надстроечные  элементы,  По  мере  того,  как   они становятся  соответствующими  новому   экономическому   базису,   происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый исторический тип  государства  –  рабовладельческое  государство, возникшее в   результате   разложения    первобытнообщинного    строя    и представляющее собой политическую организацию  экономически  господствующего класса  рабовладельцев. 

Второй  тип  государства  –  феодальное. 

Третий  – буржуазное, предполагающее частную собственность на  средства  производства.

Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует  общественная собственность и власть  трудящихся. 

Еще  один  тип  государства  по  теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в  рамках одного и того  же  исторического  типа,  где  господствуют  сразу  несколько классов.

В нашей стране долгое время  доминировала  формационная  теория.  Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его  существование гарантировало  гражданам  «светлое  будущее»  –  коммунизм.  Но   этого   не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в  данной теории.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные,  включающие  духовную жизнь общества,  идеологию,  нравственность,  религию.  Именно  они  главным образом  определяют  особенности  развития  данной  общественной  системы  и характерные черты ее государственной власти.

В развитии цивилизации проходят несколько этапов. 

Первый  –  локальные цивилизации,  каждая   из   которых   имеет   совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство.

Второй – особенные  цивилизации (индийская,   китайская,   западноевропейская,   восточноевропейская)    с соответствующими типами государств.

 И, наконец, третий  этап  –  современная цивилизация с  ее  государственностью,  которая  в  настоящее  время  только складывается и для которой характерно совместное существование  традиционных и современных социально-политических структур.

Современное понимание прогресса  государственности выдвигает  на  первый план качество жизни, положение личности, которое  обеспечивает  государство.

Кроме того, есть еще один подход к изучению  государства  –  информационный, который объединяет экономические  и  этнокультурные,  социально-политические структуры в единое целое.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.Н. Идея государства: учебное пособие/ СПб: Речь, 2012. – 173с.
  2. Алексеев С.С.,  Архипов С.И., Корельский В.М. и др. Теория государства и права: учебное пособие (изд. 3-е переработанное и дополненное)/ М.: Норма, 2011. - 496с.
  3. Венгеров А. Б  Теория государства и права: учебник для юридических вузов/ М.: Омега-Л, 2013. – 528 с
  4. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права: учебное пособие (2-е изд., дополненное)/  М.: Территория будущего, 2011. - 797с.
  5. Василевич Г.А. Конституционное право: учебное пособие/  М.: Книжный дом, 2011. - 522с.
  6. Графский В.Г. Всеобщая история  права  и  государства: учебник (4-е изд., переработанное и дополненное)/ М.: НОРМА, 2011. – 418с.
  7. Максименко Е.В. Основы права: ответы на экзаменационные вопросы/ Минск: Тетра Системс, 2012. - 112 с.
  8. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие/ М.: Юрайт, 2012. – 327с.
  9. Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права: учебное пособие (2-е изд., переработанное и дополненное)/ М.: Юрисъ, 2012. – 94с.
  10. Пуздрич Ю. В. История российского конституционализма IХ-ХХ веков: учебное пособие/ СПб.: Юрид. центр Пресс, 2011. - 559 с.
  11. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие/ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 394с.
  12. Теория государства и права: Учебник для вузов (2-е изд., переработанное и дополненное)/ Под ред. проф. Рассолова М.М./ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 367с.
  13. Храпанюк В. Н. Теория государства и права: учебное пособие (2-е изд., переработанное и дополненное)/ М.: Омега-Л, 2012. – 374с.
  14. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: учебное пособие/ М.: НОРМА, 2011. – 286с.
  15. Шумилов В.М. Правоведение: учебное пособие (3-е изд., переработанное и переизданное)/ М.: Норма, 2011. – 411с.

Информация о работе Типология государств