Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема типологии государства является актуальной в рамках теории государства и права. В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип обществ

Содержание работы

Содержание
Введение
1. Типология государства
1.1. Понятие типологии государства
1.2. Подходы к типологии государств
2. Формационный подход
2.1. Рабовладельческое государство
2.2. Феодальное государство
2.3. Буржуазное государство
2.4. Социалистическое государство
2.5. Переходное государство
3. Цивилизационный подход
3.1. Место государства в первичной цивилизации
3.2. Место государства во вторичной цивилизации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на сайт.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

В рамках формационной теории это  государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.

2.4. Социалистическое государство

Согласно формационной теории - это  высший и последний исторический тип государства. Это организация  политической власти трудящихся во главе  с рабочим классом, важнейшая  организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

1) Экономическую базу соц. государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

2) Социалистическое государство  с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

3) Социалистическое государство  имеет более широкую социальную  базу, т.к. управляют им трудящиеся.

Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.

2.5. Переходное государство

Исходя из основных исторических типов  государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе  и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.

Такие разновидности государств в  рамках одного и того же исторического  типа носят обычно промежуточный  характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а  коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что  в рамках формационного подхода  оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать  развитие конкретной государственности  у конкретного народа.

 

 

Рабовладельческий тип  государства - исторически первая государственно-классовая  организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это  организация политической власти господствующего  класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельца на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.

Буржуазный тип государства  приходит на смену феодальной государственности. Функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической  частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом.

Как утверждали основоположники  марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства - последний эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности.

Социалистический тип  государства возникает в результате социалистической революции. Новое  государство создает такую систему  экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Такое государство, по представлениям марксистской науки, выражает интересы трудового народа. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе - коммунизму государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

 

В соответствии с марксистскими  положениями о формационном подходе  классовая сущность государства, определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство  является лишь надстройкой над  экономическим базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем  общества. Оно вторично, а экономика первична.

 

Глава 3.Цивилизационный подход

3.1

Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой классификацией государств является цивилизационный подход.

Основоположниками цивилизационного подхода являются А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

В его основе лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальным, сколько идеально-духовными, религиозными и культурными факторами.

Исторический процесс  привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

 А. Тойнби давал  следующее определение цивилизации. Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого и настоящего через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, духовную. Из 21 цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т. д.).

 

В развитии цивилизации  проходят несколько этапов.

Первый этап – это  локальные цивилизации, каждая из которых  имеет совокупность взаимосвязанных  социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

Второй этап – это  особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап – это  современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее  время только складывается и для  которой характерно совместное существование  традиционных и современных социально-политических структур.

3.1. Место государства в первичной цивилизации

Существуют различные  основания для типологизации  цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются1:

    1. в отношениях между обществом (государством) и природой;
    2. в межгосударственных отношениях;
    3. в их взаимоотношениях с обществом;

Для типологии государств с точки  зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей  и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

3.2. Место государства  во вторичной цивилизации

Вторичные цивилизации – это  западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение  правителя было двойственным. С одной  стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

 

Понятие цивилизации  сформировал английский ученый А. Дж. Тойнби. Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

Теория цивилизации  намного шире и богаче формационного  подхода в изучении общества и  государстваТаким образом, понятие  типа государства многовариантно. Оно  строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем. Наиболее универсальным научным критерием типологии государственных явлений является в настоящее время цивилизационный подход, позволяющий, учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.

 

Понятие «цивилизация» утвердилось  в европейской науке в эпоху  просвещения и с тех пор  приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

В самом общем виде понятие «цивилизация»  можно определить как социокультурную  систему, обеспечивающую высокую степень  дифференциации жизнедеятельности  в соответствии с потребностями  сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

1П.П. Востриков  «Теория государства и права»

2 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23

3 П.П. Востриков «Теория государства и права»

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. С.627.

1 Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000

1 Венгеров А.В.  – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999

1 Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999


Информация о работе Типология государств