Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 17:46, реферат
Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
1. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
Главным критерием первого
подхода выступают социально-
Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.
Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.
Буржуазное государство
представляет собой диктатуру буржуазии,
в котором сословное
Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Достоинства формационной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) она во многом однолинейна,
характеризуется излишней
2) недооцениваются духовные
факторы (религиозные,
В основе цивилизационного подхода
лежат как раз духовные признаки
- культурные, религиозные, национальные,
психологические и пр. Представители:
английский историк А. Тойнби (XX в.),
русский социолог, проживающий в
США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в.
О. Шпенглер и М. Вебер и другие.
В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация
есть замкнутое и локальное
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные
факторы как существенные в
тех или иных конкретно-
2) в связи с расширением
диапазона духовных критериев,
которые характеризуют именно
особенности тех или иных
Недостатки:
1) недооцениваются социально-
2) выделяя большое количество
идеально-духовных факторов в
качестве признаков
В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
В науке существует два основных, во многом противоречащих друг другу, подхода к типологии государств: а) формационный,б) цивилизационный. В советский период однозначно верным считался марксистский формационный подход, сомневаться в котором было опасно для отечественных юристов. При своих многочисленных достоинствах он, тем не менее, оставляет и значительные вопросы, на которые не удается ответить в рамках его логической структуры. Противостоящая ему цивилизационная доктрина также имеет пробелы в доказательной базе. В последние годы в зарубежной и отечественной науке предпринимаются попытки их интеграции.
1 Формационный – разработан К. Марксом. В основу подхода положено учение об общественно-экономической формации как историческом типе общества, основанном на определенном способе производства.
Уровень развития производительных
сил определяет материально-техническую
основу существования общества (экономический
базис), они основываются на определенном
типе собственности на средства производства.
Базису соответствует надстройка (право,
политика, идеология, наука, религия, искусство).
Переход от одной общественно-
В марксизме сделан вывод, что решающую роль в историческом процессе играет развитие производственных отношений. Вводится понятие «исторический тип государства» – с установлением зависимости классовой сущности государства от производственных отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Устанавливаются пять общественно-экономических формаций (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм), которым (начиная с рабовладения) соответствует тип государства и права.
2 Цивилизационный ведет начало от работ Ж. Кондорсэ (XVIII в.); в XX в. получил известность благодаря работе О. Шпенглера «Закат Европы». Наибольший вклад в развитие этого подхода внес А. Тойнби («Постижение истории»).
Цивилизация– это относительно замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся единством культурных, религиозных, психологических и иных факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, которые существуют в рамках данной цивилизации.
В современной науке выделяют три типа цивилизаций:
1) аграрная, в основе которой лежит сельскохозяйственное производство;
2) индустриальная – основана на промышленном производстве;
3) постиндустриальная (информационное общество), в основе которой лежит наукоемкое, высокотехнологичное производство; труд ученых и специалистов связан с производством, обработкой, хранением и распределением информации.
Информация о работе Типология государства: формационный и цивилизационный подходы