Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Типология государств - это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Содержание работы

Введение...................................................................................................3
I.Понятие формы государства.............................................................4
1.1. Причины разнообразия форм государства.................................5
II. Типология по форме правления.....................................................6
2.1. Монархия..........................................................................................6
2.2. Монархия: обсалютная и ограниченная.....................................7
2.3. Монархия дуалистическая............................................................7
2.4. Парламентарная монархия...........................................................8
2.5. Республика........................................................................................9
2.6. Президентская республика..........................................................10
2.7. Парламентарная республика......................................................12
2.8. Смешанные формы правления...................................................14
III. Классификация по формам государственного устройства..............................................................................................16
3.1. Унитарная форма государственного устройства....................16
3.2. Федеративная форма государственного устройства..............................................................................................18
IV. Классификация по типу политического режима.....................24
4.1. Демократическое государство....................................................25
4.2. Авторитарное государство...........................................................25
4.3. Тоталитарное государство...........................................................25
V. Типология государств по их отношению к религии.................27 Заключение............................................................................................29
Список использованной литературы...............................................30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Типология государств (ТГиП).doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

      Вместе  с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и  для юридического прикрытия намерения  субъекта федерации выйти из состава  федерации.

      В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации - разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР, дала новые формы федеративной государственности.

      Но  для функционирования федерации  в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между  федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.

      Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение  и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.

      В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства.

      Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные.

      В основе национально-государственной  федерации лежат национальные факторы  и поэтому она имеет место  в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.

      В основу административно-территориальной  федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

      Форма государственного устройства зависит  от того, с какими государствами  оно вступает в связи, на какой  основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

      В настоящее время федерация существует в США, Канаде, Бразилии, Мексике, ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Пакистане. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация по типу политического режима.

      Вот и перечислены все составляющие, которые формируют единую форму  государства. Однако они характеризуют  государство лишь со стороны его  структуры, забывая при этом о  содержании власти. Именно поэтому  политический режим если и не входит непосредственно в структуру формы государства, то находится очень близко от нее и на нем стоит остановиться подробнее.

      Политический  режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом  или недемократическом.

      Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

      Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

      Следовательно, существует два основных типа политических режимов:  демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического  режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом.

      Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.  
 
 

    1. Демократическое государство.

      Демократическое государство - государство, в котором  органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (Президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.  

    1. Авторитарное государство.

      Авторитарное  государство - государство, в котором  государственная власть, не имеющая  непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно  осуществляется ограниченным кругом властвующих  органов и лиц с помощью  прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.  

    1. Тоталитарное  государство.

      Тоталитарное  государство - государство, в котором  административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются права человека и независимое правосудие; все общество попадает под тотальный контроль государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Типология государств по их отношению  к религии.

      Можно классифицировать государства по такому основанию,                         как отношение официальной власти к религии. С этой точки   зрения принято выделять светские, клерикальные,    теократические и атеистические государства.                         

      Светское  государство - это государство, где                         последовательно проведено отделение церкви от  государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и   атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

      Принцип светского государства зафиксирован в                         конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия   и др.). Конституция  Российской Федерации 1993 г.  устанавливает, что Россия - светское государство (статья   14). Никакая религия не может устанавливаться в России в                         качестве государственной или обязательной. Религиозные                         объединения отделены от государства и равны перед   законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать  индивидуально или совместно с другими любую религию или                         не исповедовать никакой, свободно распространять  религиозные и иные убеждения и действовать в  соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав   регулируется законом России "О свободе вероисповеданий"   от 25 октября 1990 г.

      Клерикальное  государство - это государство, где церковь                         имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью  является англиканство, ее главой выступает глава   государства - монарх, ныне королева Елизавета II.                        

        Теократическое государство - особая форма организации                         государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии.   Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства),  признаваемому "живым богом", "наместником бога на   земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом                         признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и   т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин   "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия.  Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были,                         например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат).   В настоящее время примером теократического государства                         является Государство-город Ватикан, представляющий собой                         абсолютную теократическую монархию. Законодательная,                         исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат   Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

      Атеистическое государство - это государство в котором                         атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование   священнослужителей и верующих.

      Атеистическими  государствами были СССР и другие страны                         социалистического лагеря. После Октябрьской   социалистической революции и Советского Союз стал первой      в мире страной массового атеизма, где право                         атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть  форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести  наиболее справедливую (по современным  понятиям) и эффективную ее разновидность.

      Исторически сложилось так, что сначала появились  государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как  форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

      Таким образом, в древности и в средние  века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых  государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

      С появлений федераций положение  изменилось. И хотя в форме правления  монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

      Сейчас  наиболее распространенной формой государства  является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы. 
 
 
 

Информация о работе Типология государства