Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа
Типология государств - это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Введение...................................................................................................3
I.Понятие формы государства.............................................................4
1.1. Причины разнообразия форм государства.................................5
II. Типология по форме правления.....................................................6
2.1. Монархия..........................................................................................6
2.2. Монархия: обсалютная и ограниченная.....................................7
2.3. Монархия дуалистическая............................................................7
2.4. Парламентарная монархия...........................................................8
2.5. Республика........................................................................................9
2.6. Президентская республика..........................................................10
2.7. Парламентарная республика......................................................12
2.8. Смешанные формы правления...................................................14
III. Классификация по формам государственного устройства..............................................................................................16
3.1. Унитарная форма государственного устройства....................16
3.2. Федеративная форма государственного устройства..............................................................................................18
IV. Классификация по типу политического режима.....................24
4.1. Демократическое государство....................................................25
4.2. Авторитарное государство...........................................................25
4.3. Тоталитарное государство...........................................................25
V. Типология государств по их отношению к религии.................27 Заключение............................................................................................29
Список использованной литературы...............................................30
Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации.
В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации - разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР, дала новые формы федеративной государственности.
Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.
Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.
В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства.
Федерации
делятся на два вида: национально-государственные
и административно-
В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.
В
основу административно-
Форма государственного устройства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.
В
настоящее время федерация
Вот
и перечислены все
Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.
Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.
Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.
Следовательно,
существует два основных типа политических
режимов: демократический и
Такое
же деление, соответствующее особенностям
политического режима, можно провести
и в отношении государства. Поэтому можно
говорить о существовании демократического
и недемократического государства.
Демократическое
государство - государство, в котором
органы власти имеют народный мандат.
Центральное место среди них занимают
органы, непосредственно избираемые народом
(Президент, парламент и т. д.); компетенция,
объем, пределы власти каждого органа
строго регламентируются законом. Также
может широко использоваться такой институт
непосредственной демократии, как всенародное
голосование (референдум). В обществе утверждается
верховенство права и независимое правосудие,
все граждане имеют гарантированные государством
и защищенные судом неотъемлемые права
и свободы. В демократическом государстве
и, соответственно, в обществе допускается
свободомыслие, свободное вероисповедание,
отсутствует цензура, расовая или национальная
дискриминация, то есть все то, что составляет
жизнь нормального гражданское общества.
Авторитарное
государство - государство, в котором
государственная власть, не имеющая
непосредственного мандата
Тоталитарное
государство - государство, в котором
административное управление строится
на началах всевластия; оно не определяется
законом. Из жизни общества исключаются
права человека и независимое правосудие;
все общество попадает под тотальный контроль
государства и его подразделений: управленческого
административного аппарата, вооруженных
сил, карательных учреждений. В обществе
осуществляется беспрепятственное подавление
личности. Исключается всякое инакомыслие,
все общество вынуждено занимать ту позицию,
которую предлагает официальная идеология
и пропаганда.
Можно
классифицировать государства по такому
основанию,
Светское государство - это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.
Принцип
светского государства
Клерикальное государство - это государство, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее главой выступает глава государства - монарх, ныне королева Елизавета II.
Теократическое государство - особая
форма организации
государственной власти, при которой последняя
принадлежит церковной иерархии.
Обычно высшая власть в таком государстве
принадлежит главе господствующей церкви
(он же глава государства), признаваемому
"живым богом", "наместником бога
на земле", "первосвященником"
и т. п. (фараон, царь, император, халиф).
Практически государственные полномочия
возложены на духовенство, жрецов. Законом
Атеистическое государство - это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.
Атеистическими
государствами были СССР и другие
страны
социалистического лагеря. После Октябрьской
социалистической революции и Советского
Союз стал первой в мире
страной массового атеизма, где право
атеистической пропаганды закреплено
в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы
общества "Союз воинствующих безбожников"
(1925).
Заключение.
В
заключение хотелось бы еще раз рассмотреть
форму государства в
Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.
Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.
С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.
Сейчас
наиболее распространенной формой государства
является демократическая федеративная
республика. Именно в ней наиболее
четко проявляются все современные
воззрения на то, каким должно быть общество.
Однако это вовсе не означает, что человечество
не может изобрести ничего более совершенного.
Возможно, в будущем появятся принципиально
новые элементы формы государства, и это
лишь еще раз доказывает перспективность
и необходимость рассмотрения данной
темы.