Типы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Полибий говорил - что развитие государства, смена его типов - естественный процесс становления, упадка и исчезновения. Цель моей курсовой:
-Изучить понятие “ типологию государства” ;
-Разглядеть вероятные параметры и основы для типизации государств;
-Рассмотреть типологию с античности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и признаки государства……………………………………..5
1.1 Понятие государства………………………………………………………..5
1.2 Отличительные признаки государства…………………………………….6
Глава 2. Типология государства……………………………………………….10
2.1 Формационный и цивилизационный подход……………………………..12
2.2 Характеристика основных типов государства……………………………16
Глава 3. Необходимость и значимость типологии государства......................26
Глава 4. Эволюция типов и форм государства в России…………………….29
4.1. Исторические этапы в развитии Российской государственности………29
4.2. Современная российская государственность…………………………….32
Заключение………………………………………………………………………35
Библиография…………………………………………………………................

Файлы: 1 файл

Типы государств.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В рамках юридической семьи выделяют направляющиеся группы.

- в группу романского права;

- в группу германского права.

Социалистическое право хоть и  происходит от юридической семьи, часто выделяется в отдельной юридической семье.

 Российская Федерация тоже относится к странам общеевропейской материковой системы права и вступает романо-германскую юридическую семью. Российская федерация тоже фактически насадила романо-германскую юридическую систему на всей территории бывшей Российской Империи. Польша уже на миг вхождения в состав России имели собственные правовые системы романо-германского типа, и, естественно, их правовые системы в период пребывания в составе Российской Империи. Спустя время, - для Эстонии, Латвии и Литвы - в период пребывания в составе СССР коренных изменений не претерпели.)

Английская юридическая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis, тоже юридическая система, англ. anglo - american legal system. В странах английской юридической семьи судебный случай является основой юридической системы (см. Общее право), не смотря на то что важное значение играются тоже акты уставного права и англ. regulations.

Имеется иерархия случаев, принятая вышестоящими судами, обязательны для нижестоящих.

В структуре английской юридической  семьи выделяют две группы английскую и американскую. Всякой из них свойственны характерные изюминки.3

 

1.3.Проблема Типологии Государства

 

Как и любое событие социальной жизни, государство заключает разноречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается в том, что государство в один момент высказывает и классовые и общесоциальные интересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на найденных этапах развития государства ничуть не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, управляя его общими делами, оно формулирует и национальные интересы. Исходя из этого впору говорить о государстве как о носителе некоторой “общей функции, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и реализовывается с целью его поддержания.

По-другому говоря, социальную природу  государства впору охарактеризовать только с учетом разноречивых задач государства, то что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной угнетенного класса.

Указанное противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время классовые и общесоциальные интересы, реально существует для противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма государство и есть выражение общности. Целью каждого государства выступает в/о интерес. Взаимоотношения между государством и обществом характеризуются конфликтом между общим интересом и личным и гражданским обществом, но не выводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться на какое-то время в политическую общность, в которой  государственное становится неотличимым от общественного.

Гражданское общество и государство  находятся в состоянии непрерывного противоборства, темперамент которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия народной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права и свободы квиритов.

Поэтому государство как форма должно отвечать потребностям гражданского общества. Об этом писал еще Кант: «гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государства во внешних делах...». Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий.

Таким образом, анализ одного из противоречий государства говорит о том  что оно, будучи формой устройства общества, воплощает в своем лице как  общие интересы и интересы особые (интересы господствующего класса). В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.

Но в любом случае государство  выступает не только бездушной машиной  классового подавления, но и инструментом поддержания режима. Из этого места  прогрессирующее в XX веке увеличение регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить плоскость классового принуждения и насилия.

 

2.2.Сущность государства.

 

При определении понятия государства  необходимо учитывать не только субъективный фактор, заключающийся в неодинаковом восприятии разными людьми одних и тех же явлений, но и объективные обстоятельства. Поскольку государство - явление сложное и многогранное, неизбежны различные варианты определения этого понятия. Так, в широком смысле государство обозначает общество как таковое или особую форму политической организации общества. В узком смысле термин

"государство" нередко употребляется  либо для обозначения аппарата  управления, выделившегося из общества  и стоящего над ним, либо

нации или территории, на которой  проживает население той или  иной страны. Неоднозначно определялось государство и на различных этапах его развития.

Например, Аристотель определял государство "как самодовлеющее общение  граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и

ни от кого другого не зависящих".

Ник коло Макиавелли, философ эпохи Возрождения, считал, что государство - "общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов".

Английский философ XVI века Томас Гоббс определял государство как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех".

На рубеже XVII-XVIII веков Джон Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое.

Под началом ими же установленного общего закона. В конце XX века на Западе наиболее популярным является определение государства как общности, в основе структуры которой. Лежит территория, народ и государственная власть. Российские юристы определяли государство как общественный союз свободных людей с предоставлением исключительного права принуждения только органам   государства "союз свободных людей,  живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти". Несмотря на различия, все приведенные определения выражают обще-социальный подход к сущности государства, в рамках которого последнее выступает как  средство для обеспечения общественных интересов. Марксизм привнес в определение понятия государства классовый подход. Считая возникновение классов и борьбу между ними не избежнными, Ф. Энгельс полагал, что постоянно растущий антагонизм между классами вызывает необходимость вмешательства государства. Поэтому государство представляется как политическая организация господствующего класса. Первостепенное значение придается насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре. Главным в государстве признаётся административный аппарат, чиновники. Наиболее крайнее выражение эти стороны нашли в формулировках В.И. Ленина, который трактовал государство как организацию насилия для подавления какого-либо класса, машину для поддержания господства одного класса над другим.

Сегодня в официальной идеологии России на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, поэтому государство вновь пытаются определить как организацию "всех и для всех". Вместе с тем, как узкоклассовый подход к определению сущности государства, так и "общечеловеческий" являются односторонними. Отказываясь от одной крайности, приверженцы общечеловеческих ценностей впадают в другую, не менее искажающую действительность. Исходя из реальной жизни, при определении понятия государства необходимо учитывать как его классовые элементы, так и внеклассовые, "общечеловеческие" признаки.

Для более глубокого и разностороннего понимания сущности государства необходимо рассмотреть его признаки, отличающие государство от негосударственных институтов и общественных организаций.

 

3.2.Формационные и цивилизационный типологии и нетрадиционные типологии государства.

 

Достоинства формационной типологии:

-Продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

-Она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

-Она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

-Недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В базе подхода покоятся как раз  духовные признаки - высококультурные и пр. Представители: британский историк А. Тойнби, живущий в США. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по точке зрения А. Тойнби, культура имеется замкнутое и местное состояние общества, отличающееся общностью религиозных и других атрибутов. В зависимости от них выделяют направляющиеся культуре и т.п.

Каждая культура сообщает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках подход основывается идеей единства.

А. Тойнби обосновал доктрину круговорота  чередующихся замкнутых культур. Динамические изменения и разложение в соответствии с той или иной доктриной происходят не в рамках вселенского публичного процесса, а в отдельной культуре. Культуры являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом между собой. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство . Из этого места А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

-Найдены духовные факторы как значительные всяких условиях (но не просто так выделяют религиозный и подходы к сущности государства);

-В связи с уширением диапазона духовных параметров, которые характеризуют конкретно изюминке всяких культур, выходит более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

-Недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

-Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что классификация  государства (как и любая другая классификация) является методом познания и подходы не исключают, а дополняют  и углубляют друг друга, выступают больше надежными приемами понимания разных типов государства с позиции не только социально экономических, но и факторов. Следственно, данные подходы могут и обязаны использоваться и отдельно друг от друга, и в комплексе.4

Выделяют два главных подхода к классификации государства формационный и цивилизационный.

-Формационный подход высказывает марксистское отношение к вопросу о сорте государства. С позиции марксизма и права постигаются забранные в единстве самые обычные их линии и признаки, относящиеся к одной и той же стадии и тому же экономическому базису.

Для определения сорта государства  и права в данном значении надо расплатиться на направляющиеся три  вопроса.

-Которой стадии, какому типу производственных отношений отвечает данное государство;

-Орудием которого класса оно заявляется;

-Каково социальное предопределение данного государства.

Согласно марксистской классификации государства распределяются на рабовладельческое и т.д. Смена одного исторического сорта другим - процесс объективный, его реализация вероятна в результате смен. В этом процессе каждый последующий сорт государства обязан быть исторически более прогрессивным. Рабовладельческие, буржуйские типы государства охватываются целостным понятием эксплуататорского государства. В качестве противоположности указанным сортам государства классики марксизма устанавливали социалистическое государство. Разглядывая формационный подход к классификации государства в тесной связи с марксистским преподаванием о государстве, запрещено опустить, что марксистской интерпретации этих вопросов в собственности значительное значение в научном объяснении происхождения и развития рабовладельческого и феодального сортов государства. Она охарактеризовала буржуйский тип государства, соответствовавший состоянию публичного развития середины девятнадцатого столетия, в то время как завершилось формирование промышленного госкапитализма. К сожалению и государства и его классификацию, была перевоплощена совковым обществоведением в догму. Буржуйский тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса, данным эре промышленного госкапитализма, и сводился к принципам Ленина об империалистском государстве. Вопреки предсказаниям о тлении и смерти госкапитализма, раннекапиталистический строй нанес не только политический удар, нанесенный сменой в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и прострации конца 20-х  начала 30-х годов XX столетия. Благодаря вмешательству государства в макроэкономику, начало которому положили доктрина Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он укрепился и появлялся способным в относительно маленький срок реализовать научно - техническую смену, применяв ее успехи для увеличения уровня жизни этноса. При регулирующей роли государства были совершены меры по переназначению доходов, внедрены численные средства социальной защищенности человека.

Информация о работе Типы государств