Толкование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Тема толкование права является традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.
В демократически устроенном обществе толкование права служит целям выявления точного смысла правовых норм для того, чтобы обеспечить их правильную, эффективную в соответствии с режимом законности реализацию.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..
3

1. Понятия и виды толкования права ……………………...
4

1.1. Понятие толкования права ……………………….
4

1.2. Виды толкования права ……………………………
9

2. Акты толкования права ………………………………….
17

3. Способы толкования права ………………………………
21

Заключение
28

Схема ………………………………………………………….
29

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов

Файлы: 1 файл

Толкование права.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

- -

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный технический университет

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По теории государства и права

 

На тему: Толкование права.

 

Вариант № 2

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. Юу-01

Абрамова Наталья Александровна

                                                                   Адрес:  680032 г.Хабаровск,

 пер. Школьный д. 15 

   Шифр:  20441062     

 

 

  Проверил:     

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2003

 

Содержание.

 

Введение ……………………………………………………..

3

   

1. Понятия и виды толкования  права ……………………...

4

   

        1.1.  Понятие толкования права ……………………….

4

   

        1.2. Виды толкования права ……………………………

9

   

2. Акты толкования права  ………………………………….

17

   

3. Способы толкования права ………………………………

21

   

Заключение

28

   

Схема ………………………………………………………….

29

   

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов ………………………………………………

 

30


 

 

Введение.

 

 Тема толкование права является  традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.

В демократически устроенном обществе толкование права служит целям выявления точного смысла правовых норм для того, чтобы обеспечить их правильную, эффективную в соответствии с режимом законности реализацию.

В. Даль под словом «толковать» подразумевает такие термины, как рассуждать, переговариваться, беседовать, разбирать, советоваться, объяснять и т. д.1

С позиции С. И. Ожегова, толкование – это «высказывание, содержащее объяснение чего-нибудь, а толковать – это давать чему-нибудь какое-нибудь объяснение, определять смысл чего-нибудь; это предполагает и разъяснять, заставлять понять что-нибудь»2.

Толковать право, значит, познавать и объяснять его смысл, цели, социальное назначение и практическую значимость.

 

 

1. Понятие и  виды толкования юридических  норм

 

1.1 понятие толкования права

 В процессе толкования устанавливаются  смысл нормы права, её основная  цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т. д.

   «Норма права –это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством»3

      Вступившая в законную  силу норма права действует, т.е. может использоваться при регулировании  общественных отношений. Но может  и не использоваться. Практика  знает немало так называемых  «мертвых норм», которые существуют, но не реализуются в конкретных правоотношениях, в действиях граждан и иных лиц. Переход нормы права из сферы возможного в сферу практической деятельности, конкретных правоотношений осуществляется тогда, когда она становится известной участникам конкретных правоотношений и всем заинтересованным лицам.

      Процесс уяснения  норм права называется –толкованием.

      «Толкование норм права –это деятельность органов  государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков или ученых, направленная на установление содержания норм права, н раскрытие выраженной в них воли законодателя»4

      Объектом толкования  являются нормативные правовые  акты и их совокупность. Предметом  толкования выступает историческая  воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (нормативном акте).

       « Под процессом  толкования правовых норм  следует  понимать совершение определенным  субъектом совокупности действий  в строгом их наборе, последовательности  и системе, соответствующим образом  оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний»5

       Разработка новых  юридических предписаний невозможна  без толкования норм права, поскольку  в развитой системе законодательства  большинство издаваемых норм  так или иначе связано с  уже существующими нормативными положениями.

      Толкование норм  права неизбежно при реализации  правовых норм органами  общих  и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных органов, при заключении сделок и договоров  хозяйствующими структурами, в деятельности  партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

 

       Задача и цель  толкования заключается в правильном, точном и однозначном понимании  и применении закона. Толкования  норм права не вносит и не  может вносить поправок дополнений в действующие нормы.

      Оно должно только  анализировать, изучать и разбирать  действующие нормы толкования  во многом зависит от уровня  правосознания толкующих лиц; их  профессиональной подготовки, компетентности, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по разному, в зависимости от того, кто именно, каким образом и в каких целях его толкует.

       Толкование является  обязательной стадией правоприменительного  процесса. Прежде чем применить  какую-либо правовую норму, ее  необходимо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно, а также выяснить действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

       Толкование особенно  важно для работников правоприменительных органов, основной обязанностью которых является правоприменение, в ней воплощается  их деятельность. Но оно имеет большое значение и для простых граждан. Незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.

       Зачастую только  тесное переплетение толкования  закона и исследования фактических  обстоятельств дела, подлежащею  решению, дает возможность до  конца понять смысл отдельных правовых положений и терминов, их применимость к отдельной категории дел. Например, такие термины, как «стечение личных и тяжелых семейных обстоятельств», «причины уважительные», «особо злостный характер», «крупные размеры» и т.д.

       Основные причины необходимости толкования права следующие:

  1. Сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, изменяя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;
  2. Несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;
  3. Несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсыпочных норм, нетипичных предписаний;
  4. Специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует  специальных познаний, высокой квалификации;
  5. Законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона;
  6. Отдельная норма права действует не изолированно , а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

      Как специальный  вид юридической деятельности  толкование включает в себя  два этапа:

  1. Уяснение смысла правового предписания (для себя);
  2. Разъяснения смыслового содержания нормы (для других)

Толкующий субъект вначале уясняет содержание и смысл правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам. По своей сути первый вид толкования является познавательным, второй правоприменительным.

     Уяснение- внутренний мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления знаний и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах. Этот мыслительный процесс не выходит за сознание самого интерпретатора , оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом , но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Толкование уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Уяснение имеет творческий характер, и оно тем успешней, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкования.

       Вторая сторона  толкования- это разъяснение содержания норм права, при нем осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель – раскрыть смысл нормы права и обеспечить правильное единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении.

       При применении  права лицо или орган, применяющие  юридические нормы, должны уяснить  их смысл и ознакомиться с  разъяснениями, даваемыми официальными органами,  наукой права уяснения преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет,  как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое  действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения  или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев для правильного правоприменения достаточно только уяснить смысл закона.

  • Толкование – разъяснение может быть дано различными субъектами права:
  • высшими  представительными органами власти;
  • правоприменительными органами;
  • общественные объединения;
  • должностные лица;
  • научные учреждения;
  • ученые;
  • частными лицами.

       В связи с  этим встает вопрос о юридической  силе и практической значимости  актов толкования.

1.1 Виды толкования норм права.

       Толкование –  разъяснение может быть классифицировано  по различным основаниям:

  1. По юридической силе  выделяют официальное и неофициальное толкование.

         Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и козуальное и судебное

         Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

        Не официальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

  1. По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Так же толкование можно  подразделить на устное и письменное.

      Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.

      В Российской Федерации  официальным толкованием права  занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные  комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации»6.  В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.

Информация о работе Толкование права