Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 15:39, курсовая работа
Эта тема представлется мне актуальной и интересной по ряду причин:
Во-первых, в отличие от Италии, США и Германии, в Испании корпоративное государство строилось не мирным путём, а как итог продолжительной и кровавой гражданской войны, оказавшейся в то время в центре всемирной битвы сил прогресса и реакции, как это тогда представлялось большей части мировой общественности.
Вершиной рассматриваемого законодательства стал Органический закон государства. После обсуждения кортесами законопроект был направлен на референдум, который состоялся 14 декабря 1966 г. и получил одобрение 85,5 % голосовавших, среди которых было 95,86 % от общего числа лиц, обладающих избирательным правом (об этом говорилось в преамбуле). Закон был введен Франко в действие 10 января 1967 г. как Органический и явно претендовал на роль конституции, закрепляя основы организации власти в стране и желаемого правового статуса испанцев, изменив при этом отдельные положения ранее принятых «основных» законов.
Как уже отмечалось, в 1947 г. Франко придал статус «основных» ряду законов, принятых, начиная с 1938 г. В преамбуле Органического закона объясняется, какой вклад внес каждый в «институционализацию государственности». Принятие седьмого основного закона объясняется тем, что «жизнеспособность и политическая сила режима, его соответствие насущным потребностям и перспективе развития» страны требует дополнять и совершенствовать фундаментальное законодательство. Кроме того, «наступил момент, подходящий для завершения процесса институционализации государственности».
Характерной ее чертой становится «органическая демократия». Ее апологеты утверждали, что это и есть подлинная демократия, поскольку она предполагает обеспечение основных интересов общества, а не эгоистичных интересов индивидов, что делается через представительство социальных ячеек, каковыми являются синдикаты, аюнтамьенты, профессиональные корпорации, посредством которых народ и участвует в управлении государством
Очевидно, франкистская Испания дает интересный материал для рассуждений о соотношении понятий «основной закон» и «конституция», юридическая и фактическая конституция. Совокупность основных законов 1938–1967 г., казалось бы, формально обладала признаками конституции. В 168 статьях семи законов закреплялись основные принципы государственности (Хартия 1938 г., Закон 1958 г.), перечень признаваемых прав и свобод испанцев (Хартии 1938 и 1945 гг.), основы организации государственной власти (Законы 1942, 1945, 1947 и 1967 гг.). Заметим, что сам диктатор не употреблял термин «конституция» в своем законодательстве, а использовал исторически привычное для страны словосочетание «основные законы». Любопытно, что в советской литературе признавали наличие конституции в Испании.[38] И это неудивительно, ведь в испанской литературе основные законы Франко нередко сравнивали с Конституцией СССР 1936 г.
Но сегодня никому не придет в голову говорить о наличии полноценной конституции в период правления Франко. Диктатор использовал основные законы лишь как инструмент власти, и они не устанавливали необходимые (согласно сегодняшней теории конституционного права) «основы взаимосвязей общества — государства — коллектива — индивида».[39] Сегодняшние подходы и критерии к понятию «конституция» позволяют рассматривать эти законы лишь как «средство юридической техники в обслуживании государственности», «плод законодательного расчета».[40]
Однако законодательство периода диктатуры Франко, и прежде всего основные законы, имело серьезные последствия для Испании. Оно не ограничилось ролью «демократического» фасада режима и «приемлемой формы сохранения франкизма без Франко», как это представлялось современникам — нашим соотечественникам. Основные законы 1938–1967 гг. подготовили испанское общество к мирному переходу от диктатуры к демократии после смерти диктатора в 1975 г. Рассмотренное законодательство стало юридической базой передачи власти королю Хуану Карлосу и основой процесса глубоких политических преобразований в стране.
3. Сравнение тоталитарных режимов режимов в Испании, Италии и Германии
установление фашистских режимов в Италии и Испании
произошло вследствие
соединения в чрезвычайных
экономического и
факторов – роста фашистских движений и стремления части правящих кругов передать им власть в надежде использовать их в своих целях. Поэтому сам фашистский режим носил в какой-то мере характер компромисса между новыми и старыми властвующими элитами и социальными группами. Партнеры шли на взаимные уступки: фашисты отказывались от обещанных и поддержанных мелкими собственниками мер против крупного капитала. Крупный капитал допускал фашистов к власти и соглашался с мерами жесткого государственного регулирования экономики и трудовых отношений.
В каждой из стран,
в которых возникал и
- Высокая концентрация власти, гипертрофия аппарата власти, ее проникновение во все поры жизни общества.
- Для тоталитарных режимов Испании
Италии Германии характерна однопартийность.
Существует единственная правящая партия,
во главе которой стоит харизматический
лидер. Сеть партийных ячеек этой партии
пронизывает все производственно-
- Идеология всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели, которая оправдывает все средства.
- Тоталитаризм характеризуется
монополией власти на
- Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.
- Существование отработанной
системы всеобщего контроля за
поведением людей, системы насилия.
Для этих целей создаются
- Как общее для диктаторских режимов Муссолини и Франко, следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом - «запрещено все, кроме того, что приказано властью». Руководствуясь этим принципам, общество осуществляет воспитание человека.
Это и есть общие черты тоталитарных политических режимов в двух рассматриваемых государствах.
Режим Франко часто сравнивают с фашистским. При этом забывают, что фашистские или профашистские режимы в разных странах сильно различались между собой. Этнические чистки вообще были свойственны только гитлеровскому нацизму. Муссолини в 1937-1938 гг. издал несколько законов о «расовой чистоте», но больше для проформы, чтобы ублажить фюрера. А во франкистской Испании ничего подобного и близко не было.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тоталитаризм в испании можно отнести к уникальным формам политического режима. Его можно охарактеризовать как относительно мягкую форму тоталитарного режима.
Франкизм способствовал сохранению нейтралитета во 2 мировой войне, единству испанского народа и осуществлению экономического чуда в 60-х годах 12 века. В то же время режим франко породил политическую пассивность испанцев вызванную жесткими законами которыми низшие слои не допускались к осуществлению власти в государстве.
Франкизм отличался от итальянского фашизма и уж тем более был не похож на немецкий национал-социализм.
В истории франкизма можно увидеть уникальную систему перехода от тоталитарного государства к парламентарной монархии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов М.Ф. "От капитализма к тоталираизму!" Мир в ХХI веке и судьбы России; 2005 г.
2. Пожарская С.П. "Франко и его время", ОЛМА, 2007 г.
3. Данилов С. Ю. "Гражданская война в Испании (1936-1939)", Вече, 2004 г.
4. Буторина О.В. "Испания. Стратегия экономического подъема", Наука, 1994 г.
5. http://ru.wikipedia.org/