Учение Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Учение Канта о человеке, государстве и праве представляет собой детально разработанную систему, все элементы которой выполняют определенные функции. Институты данной системы создают условия нормального существования общества и направлены на установление возможности самореализации для человека. При таких условиях индивид сам достигает необходимых для него целей. Обществу предоставляется возможность свободного развития. Главными элементами этой системы являются категорический императив, государство, право и мораль.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………
1. Кант о сущности правового императива и видах права. Учение Канта о праве ……………………………………………………
2. Учение Канта о государстве ………………………...
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………..

Файлы: 1 файл

Учение И. Канта о праве и государстве.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Учение Канта о государстве

 

Что же касается государства, то в соответствии с принципами априорного подхода к объяснению социально-политических явлений Кант отказался решать вопрос о происхождении государства. Он стремился преодолеть тем самым известное противоречие, свойственное концепциям естественного права, в которых образование государства путем договора представало одновременно и реальным событием прошлого, и основанием будущей идеальной организации политической власти. Первоначальный договор выступает у него исключительно умозрительной конструкцией, призванной обосновать необходимость изменения существующего феодально-абсолютистского строя.

"Этот договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа". Как видим, Кант придает общественному договору черты регулятивного принципа, позволяющего судить о справедливости конкретных законов. Идея договора служит, по его словам, "безошибочным мерилом" права и бесправия. В самом деле, писал он, трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о наследственных привилегиях сословия господ. Такой закон, возвышающий одну часть общества над другой, представлялся ему противоправным.

Вклад Канта в разработку политической теории характеризуется тем, что  он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам не употреблял этого термина). Согласно дефиниции в "Метафизике нравов" государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а "государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права".

Призванное гарантировать  устойчивый правопорядок, государство  должно строиться, по мнению Канта, на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный характер. Прямое народоправство Руссо он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства. В дополнение к этому Кант попытался, вслед за французской Конституцией 1791 г., разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной самостоятельности, но признал теоретическую слабость этой позиции в свете учения о народном суверенитете.

Как   идеолог  раннего   либерализма,   Кант   сводит  деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы: "Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом". В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан (подобная политика характерна для деспотических государств, где правители хотят "по своим понятиям сделать народ счастливым").

Кант выделяет в государстве  три главных органа — по изданию  законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд).

Идеалом организации государства  для него служила система разделения и субординации властей. В свою очередь данный принцип был положен мыслителем в основу разграничения форм государства на республиканскую и деспотическую. "Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм — принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим". Традиционной классификации форм государства по числу правящих лиц (на монархию, аристократию и демократию) Кант не придавал особого значения, считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу этой концепции монархия оказывалась республикой, если в ней проведено разделение властей, и, наоборот, деспотией, если таковое отсутствует.

«Государственные формы, - отмечает Кант, - это всего лишь буква первоначального  законодательства в гражданском  состоянии, и они могут существовать до тех пор, пока они как принадлежность механизма государственного строя  считаются по старой и длительной привычке (следовательно, лишь субъективно) необходимыми. Но дух первоначального  договора налагает на власть обязательство  делать способ правления соответствующим  идее первоначального договора и, если этого нельзя добиться сразу, постепенно и последовательно так изменять это правление, чтобы оно по своему действию согласовалось с единственно правомерным строем».

В отношении изменения форм государства  Кант пишет: «Все же суверен должен иметь возможность изменять существующее государственное устройство, если оно  не согласуется с идеей первоначального  договора, и при этом сохранять  форму, необходимую для того, чтобы  народ составлял государство».

Сочинения Канта содержат ряд положений (например, о суверене наряду с народом), которые свидетельствуют о том, что будущее устройство Германии представлялось ему в виде конституционной монархии.

Обсуждая способы перехода к  идеальному государству, философ категорически  отверг путь насильственной революции. Правового состояния общества, подчеркивал он, невозможно достичь противоправными средствами. Казнь Карла I в Англии и суд над Людовиком XVI во Франции вызывали у него "чувство полного ниспровержения всех правовых понятий".

В связи с этим Кант доказывал  необходимость "подчинения ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение", и призывал добиваться преобразований в государственном строе мирным путем, с помощью постепенных законодательных реформ. Теория Канта обосновывала проведение буржуазной революции легальными методами.

Будущее развитие человечества мыслитель  связывал с образованием мировой  конфедерации правовых республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную тенденцию политического развития в XIX в. — переход к парламентским формам правления при сохранении института монархии. Сам Кант, впрочем, был далек от того, чтобы рассматривать образование правового государства как ближайшую перспективу. "Совершенное правовое устройство у людей — это вещь в себе", — указывал он.

Таким образом, «государство (civitas), - пишет Кант, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Поскольку эти законы необходимы, как априорные законы, то есть как  законы, сами собой вытекающие из понятий  внешнего права вообще (а не как  законы статутные), форма государства  есть форма государства вообще, то есть государство в идее, такое, каким  оно должно быть в соответствии с  чистыми принципами права, причем идея эта служит путеводной нитью (norma) для любого действительного объединения в общность (следовательно, во внутреннем)».

Кант представляет государство  как соединение множества людей  под властью правового закона. Наилучшим государством он считает  республику как правовой союз (а  не как форму правления). Он ведет  речь о правовом государстве как  о республике в духе еще цицероновской  традиции. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит  народу, заключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать  права и свободы граждан.

В этой связи, учение Канта о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Французской революции. Кант соединил политическую программу либерализма с идеями наиболее радикальных и популярных течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с трудом поддавалась критике. Кантовскую философию называют иногда немецким вариантом оправдания Французской революции.

В учении о международном  праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Философ мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Призывы Канта признать за людьми "права всемирного гражданства" намного опережали свое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Кант писал: «Две вещи наполняют  душу всегда новым и все более  сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее  мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон  во мне».

Этическое и социально-политическое учение Канта представляет собой  обоснование идеи правового строя, выдвинутой просветителями. Правовой строй, с точки зрения Канта, предполагает уничтожение всех форм личной зависимости, обеспечение личной свободы, равенство  всех граждан в правах, т.е. ликвидацию всех привилегий. Кант утверждал, что  человек не должен рассматриваться  как средство для другого человека, он всегда должен быть целью. Впрочем, этот принцип Кант истолковывал лишь как идеал, сознавая тем самым, что  уничтожение сословий, крепостничества, феодальной тирании не приведет к  его осуществлению.

С этой точки зрения необходимо рассматривать и провозглашенный  Кантом идеал вечного мира. Однако следует подчеркнуть, что в условиях милитаристской Пруссии, которая представляла собой, по отзывам современников  нечто вроде солдатской казармы, провозглашение скромным профессором  королевского университета идеала вечного  мира, несомненно, было интеллектуальным подвигом. Поэтому в 1842 г. Маркс в ст. «Философский манифест исторической школы права» охарактеризовал философию Канта как немецкую теорию французской революции.

Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек - существо не только природное, но и свободное. «Кант  пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX века».

В основе учения Канта  о праве и государстве лежит  постулат: поступай так, чтобы максима  твоей воли могла быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Кант утверждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью.

Главную цель учения о  государстве и праве Кант видит  в том, чтобы поднять, возвысить  право из мерзости окружающего его  бесправия. Он считает, что необходимо возвысить право над государством. Данные идеи подчеркнуты либеральной  концепцией философа, где права свободы  человека стоят на первом месте. Государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности. Личность может потребовать  от государства того же, что и  государство от личности. Здесь, как  мы видим, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и  личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовой государственности  в целях охраны индивидуальных прав личности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых  прав личности и положение о необходимости  их законодательного закрепления (в  юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Притом эти права служат как бы критерием легитимности всех юридических  актов, вытекающих из воли законодателя.

Для того, чтобы взвесить неоценимый вклад Канта в развитие философской государственно-правовой мысли, достаточно обратиться к основному закону РФ, его Конституции:

«Статья 1 - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления…

Статья  2 - Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства».

Это ли не доказательство гениальности и величия философии  Канта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. И. Кант. Метафизика  нравов в двух частях // Кант  И. Критика практического разума. СПб., 1995.

2. И. Кант. Метафизика  нравов в двух частях // Кант  И. Критика чистого разума. СПб., 1995.

3. И. Кант. Основы метафизики  нравственности // Т.4 (1), М., 1965.

4. И. Кант. Метафизические  начала естествознания // К вечному миру, М. 1966.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая  классическая философия второй  половины XVIII - начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов, М. Высш. шк., 1989.

6. В. Нерсесянц. История политических и правовых учений. 4-е издание, М.2009.

7. П. Новгородцев. История  новой философии права (немецкие  учёные XIX века), М., 1898.

8.  Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2007. С. 98.

 

9. Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце     XVIII–начале XIX в.-М.,1995. С. 216.

 

Номативная литература

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

 

 

 

1 В. Нерсесянц. История политических и правовых учений. 4-е издание, М.2009, стр. 49

2 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995, стр. 211.


Информация о работе Учение Канта