Следует еще
отметить отличную от Дюги систему
объективного права французского солидариста
Ориу, основанную на объективных, “бытовых
элементах нации, приведенной в
государственный режим”.
Идеи Дюги были
встречены в научно-юридическом мире
со значительным интересом; нашлись и
пламенные защитники, и суровые критики.
Из многочисленной критической литературы
выбраны три интересные работы — Саратовская
лекция проф. Е. Спекторского (1911), статья
австралийского юриста В. Д. Брауна (1915)
и статья английского юриста В. И. Эллиота
(1922).
Заключение
Идеи солидаризма
получили значительное распространение
в конце XIX -начале XX вв. Леон Дюги предпринял попытку
построить на основе идей солидарности
политико-правовую концепцию.
Для политико-правовой
доктрины солидаризма характерны
следующие черты:
- идеологическое противостояние и индивидуализму, и социализму (коммунизму);
- резко негативное отношение к учению о классовой борьбе (Леон Дюги называл его "отвратительной доктриной");
- скептическое отношение к субъективным правам, поскольку они, по мнению солидаристов, разобщают членов общества. "Индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности". Дюги предлагал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции;
- отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав человека, выдвинутых в революционную эпоху и закрепленных в Декларации прав человека и гражданина. Дюги утверждал, что люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние;
- взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию и которые должны совместно и солидарно трудиться в общественном производстве;
- одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность "свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника";
- понимание социальной солидарности как "факта взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого";
- идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению. Дюги формулировал эту норму следующим образом: "Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах";
- акцент на положительных обязанностях государства. По мнению Дюги, норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др.
Теория солидаризма
оказала значительное и долговременное
влияние на политико-правовую
идеологию и практику. В России
идеи Леона Дюги были поддержаны
(хотя и не безоговорочно) такими
видными правоведами, как Павел
Иванович Новгородцев и Максим
Максимович Ковалевский. На идеи
Дюги о "социальных функциях" права
благожелательно ссылались А. Г. Гойхбарг
и другие советские юристы 1918-1920 гг. В дальнейшем
доктрина Дюги о синдикалистском (корпоративном)
государстве была использована фашистской
партией Италии, франкистским и другими
антидемократическими режимами, что подорвало
доверие к фактически умеренным идеям
солидаризма, ряд которых сохраняет актуальность
и по сей день.
Список использованной
литературы
- История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с
- История политических и правовых учений: учебник для вузов/ под общ. Ред. Акад. РАН, д.ю.н. В.С. Нерсесянца. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 736с.
- История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под ред. В. П. Малахова. М.: Академический проект, 2000. 414с.
- История политических учений. Вып.2 /Под ред. О. В. Мартышина ‒М.: Юрист,1996. 368с
- Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000. - 432 с.