Учение Л. Дюги о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX -начале XX вв. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. В идеологическом отношении они противостояли и индивидуализму, и социализму (коммунизму). В противоположность индивидуализму и либерализму солидаристы скептически относились к субъективным правам, поскольку, по их мнению, эти права разобщают членов общества. В отличие от социалистов, призывавших к уничтожению буржуазии и революционному освобождению пролетариата, солидаристы считали эти классы взаимосвязанными и равно необходимыми для общественного производства.

Файлы: 1 файл

кр иппу.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Следует еще  отметить отличную от Дюги систему  объективного права французского солидариста  Ориу, основанную на объективных, “бытовых элементах нации, приведенной в  государственный режим”.

Идеи Дюги были встречены в научно-юридическом мире со значительным интересом; нашлись и пламенные защитники, и суровые критики. Из многочисленной критической литературы выбраны три интересные работы — Саратовская лекция проф. Е. Спекторского (1911), статья австралийского юриста В. Д. Брауна (1915) и статья английского юриста В. И. Эллиота (1922).

Заключение

Идеи солидаризма  получили значительное распространение  в конце XIX -начале XX вв. Леон Дюги предпринял попытку построить на основе идей солидарности политико-правовую концепцию.

 Для политико-правовой  доктрины солидаризма характерны  следующие черты:

  1. идеологическое противостояние и индивидуализму, и социализму (коммунизму);
  2. резко негативное отношение к учению о классовой борьбе (Леон Дюги называл его "отвратительной доктриной");
  3. скептическое отношение к субъективным правам, поскольку они, по мнению солидаристов, разобщают членов общества. "Индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности". Дюги предлагал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции;
  4. отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав человека, выдвинутых в революционную эпоху и закрепленных в Декларации прав человека и гражданина. Дюги утверждал, что люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние;
  5. взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию и которые должны совместно и солидарно трудиться в общественном производстве;
  6. одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность "свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника";
  7. понимание социальной солидарности как "факта взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого";
  8. идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению. Дюги формулировал эту норму следующим образом: "Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах";
  9. акцент на положительных обязанностях государства. По мнению Дюги, норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др.

 Теория солидаризма  оказала значительное и долговременное  влияние на политико-правовую  идеологию и практику. В России  идеи Леона Дюги были поддержаны (хотя и не безоговорочно) такими  видными правоведами, как Павел  Иванович Новгородцев и Максим  Максимович Ковалевский. На идеи Дюги о "социальных функциях" права благожелательно ссылались А. Г. Гойхбарг и другие советские юристы 1918-1920 гг. В дальнейшем доктрина Дюги о синдикалистском (корпоративном) государстве была использована фашистской партией Италии, франкистским и другими антидемократическими режимами, что подорвало доверие к фактически умеренным идеям солидаризма, ряд которых сохраняет актуальность и по сей день.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с
  2. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ под общ. Ред. Акад. РАН, д.ю.н. В.С. Нерсесянца. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 736с.
  3. История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под ред. В. П. Малахова. М.: Академический проект, 2000. 414с.
  4. История политических учений. Вып.2 /Под ред. О. В. Мартышина ‒М.: Юрист,1996. 368с
  5. Черданцев А.Ф.  Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000. - 432 с.

 


Информация о работе Учение Л. Дюги о государстве