Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:12, доклад
Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.
Введение
Общепризнанно, что элементы составляющие
государство, - это территория, население и
публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется
именно её территория. Так как без собственной
территории не может быть государства.
Форма государственного устройства представляет
собой внутреннее деление государства на
составные части: административно-
Проблема форм государственного устройства
является традиционной для теории государства
и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика
имеет важное теоретическое и практическое
значение. Ее актуальность обусловлена теми
процессами, которые характерны как для государственного
строительства в России, так и для формирования
межгосударственных отношений в эпоху
В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные, конфедеративная форма.
1. Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas»
-- единство) -- простое, единое государство,
которое характеризуется отсутствием
у административно-
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;
На территории проводится обязательная
для всех административно-
Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладает. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;
Исторически унитарная форма
Виды унитарных государств:
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их федеративными государствами.
Различие же с централизованными
2. Федеративная форма
Теперь рассмотрим федеративную форму государственного устройства
Федерация (от лат. «
Федерации образуются либо в результате
договора между независимыми государствами,
осознавшими необходимость
Государственные образования, входящие
в состав федерации, считаются субъектами
федерации. Этим подчеркивается производность суверенитета
федерации от суверенитетов государственных
образований. Это верно лишь отчасти. Формирование
федеративного государства можно представить в виде
логической схемы суммирования суверенитетов,
которые субъекты добровольно передали
"центру". Однако, суверенитет в государстве неделим,
т.е. он не может быть одновременно и у "центра"
и у частей государства.Т.о. если составные части передали
свой суверенитет "центру", то у передавших
его больше нет. Поэтому в федеративном
государстве на всей его территории действуют федеральные законы.
3. Конфедеративная форма государственного устройства
Конфедерация (от позднелат. «
В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776--1789), Германия (1815--1867), Швейцария (1815--1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
Традиционно конфедерацию рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств. Необходимо подчеркнуть, что когда речь идет о форме государственного устройства, всегда рассматривается организация власти по территории именного государства, а не иного образования. Традиционный взгляд на конфедерацию и иные формы объединений государств как на формы государственного устройства основан на том, что в теории государства четко не определено место подобным образованиям, поэтому их рассматривают в рамках сходного с ними института.