Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 15:18, контрольная работа
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации (РФ) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.1
С целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в соответствии с Конституцией РФ, учреждается должность Уполномоченного по правам человека в РФ (Уполномоченного).2
Вариант № 2
Теоретический вопрос: Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации (РФ) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.1
С целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в соответствии с Конституцией РФ, учреждается должность Уполномоченного по правам человека в РФ (Уполномоченного).2
Дмитрий Владимирович Замышляев считает, что Уполномоченный по правам человека в РФ – это должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.3
Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом (ФКЗ).4
Согласно ч. 1 ст. 2 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.5
Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмена, хотя официальные названия должности в разных странах различные. Например, в Испании - Защитник народа, в Великобритании - Парламентский уполномоченный по делам администрации, во Франции - Посредник, в Италии - Гражданский защитник, в США - Общественный адвокат и помощник граждан, в Польше - Защитник прав граждан.6
Согласно ч. 3 ст. 1 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный способствует:
На должность Уполномоченного, в соответствии со ст. 6 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.8
По мнению Александра Михайловича Цалиева, помимо рассмотрения жалоб и обращений граждан в полномочия уполномоченного включаются также:
Обеспечение гарантий государственной защиты сводится к содействию Уполномоченного восстановлению нарушенных прав человека, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международных отношений в области прав человека и правовому просвещению населения государства по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.11
Уполномоченный, участвуя в законодательном процессе с позиции государственного народного правозащитника, обладая в значительной степени познаниями и опытом в области прав человека, наиболее эффективно оценивает необходимость принятия законов, анализирует их соответствие общепризнанным нормам и принципам международного права.14
Александра Алексеевна Бегаева полагает, что деятельность Уполномоченного в российском парламенте направлена, прежде всего, на содействие человеку при реализации и защите его прав, и ни в коем случае не определяется интересами государственных органов.15
Относительно международного сотрудничества в деятельности Уполномоченного важно отметить, что подготовка проектов федеральных законов, соответствующих международным обязательствам РФ в области прав человека, производится с учетом рекомендаций межгосударственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением международных договоров, участником которых является и РФ. К числу таких органов относятся, например: Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций (ООН), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН, Комитет против пыток ООН, Комитет по правам ребенка ООН, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН. Россия при ратификации международных договоров о правах человека принимает на себя обязательства как выполнять предусмотренные в них общепризнанные стандарты в области прав человека, так и придерживаться рекомендаций, учрежденных в соответствии с ними межгосударственных органов. Руководствуясь в осуществлении своей деятельности международными договорами РФ, Уполномоченный не ограничивается только контролем их соблюдения, а стремится к формированию общественного мнения в поддержку дальнейшей законодательной интеграции общепризнанных международных стандартов в области прав человека в правовую систему РФ.17
Таким образом, роль Уполномоченного по правам человека в РФ необычайно важна. Он осуществляет контроль за соблюдением высшей ценности государства - прав и свобод человека и гражданина.
Задача 1.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона (ФЗ) «О политических партиях» политическая партия может быть создана путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.18
В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимаются устав политической партии и ее программа, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы политической партии. Более того, ФЗ "О политических партиях" предусматривает двухлетний переходный период, в течение которого действующие политические общественные объединения, чтобы не утратить право участвовать в выборах, должны преобразоваться в политические партии. Данный переходный период напоминает переходный период при образовании в составе Федерации нового субъекта. В такой период как раз и решаются вопросы правопреемства.19
В силу ч. 2 статьи 11 ФЗ "О политических партиях" политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом следующих решений:
Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О политических партиях» документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через 6 месяцев со дня проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.21
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О политических партиях» преобразоваться в политическую партию могут только общероссийские общественные организации или общероссийские общественные движения.22
Итак, Лига студентов АлтГУ, кружок шитья и вязания по ул. Шумакова , 12 не могут стать политическими партиями, т. к. они относятся к органам общественной самодеятельности. А в соответствии со ст. 12 ФЗ "Об общественных объединениях" органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.23
Общественное движение «Женщины России» может преобразоваться в политическую партию, если осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения (не более одного в каждом субъекте).25
Задача 2.
Согласно ст. 220 «Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов», депутаты Законодательного Собрания, избранные по одномандатному избирательному округу, а также депутаты, избранные по краевому избирательному округу, могут быть отозваны гражданами Российской Федерации, обладающими правом на участие в отзыве на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, краевого избирательного округа.27
Основанием для отзыва депутата, в соответствии с ч. 1 ст. 222 «Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов», является однократное грубое либо систематическое нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края. 28
В соответствии с ч. 1 ст. 224 «Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» инициатива проведения отзыва принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в отзыве депутата Законодательного Собрания.29