Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:31, курсовая работа
Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.
В случае предоставления государственной гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации. [1]
ВЫВОД: Причины
появления государственного долга:
внешние и внутренние заимствования
для финансирования бюджетного дефицита;
капитализация процентов по ранее
полученным кредитам; недофинансирование
обязательств, принятых государством
к исполнению. Теория государственного
долга неразрывно связана с теорией
государственного бюджета и использует
ряд основных бюджетных понятий,
которые являются основополагающими
при рассмотрении государственного
долга. Важнейшей задачей
Государственный
долг может оказывать как
Отрицательное
влияние государственных
1.2 Система управления
Система
управления государственным долгом
– это взаимосвязь бюджетных,
финансовых, учетных, организационных
и других процедур, направленных на
эффективное регулирование
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. [6]
Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. [9]
В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:
Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований. [5]
Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;
в-третьих,
с созданием условий для
Госдолг
представляет собой сложное экономико-
Основным
методом управления госдолгом является
оптимизация государственных
Оптимизационный
подход касается как формирования долга,
так и его обслуживания, включая
следующие меры: обесценение эквивалентности
текущих долгов и будущих налогов;
сохранение баланса в эмиссионной
деятельности и сборе налогов
с процессом наращивания долга
и размерами его обслуживания;
реализация политики стабилизации долга
в увязке с процессом инвестирования;
проведение мер по трансформации
политики роста долга в ограничительную
политику, стабилизирующую рост долга.
Эффективным
методом управления госдолгом является
удлинение государственного долга. Он
является одним из ключевых и связан с
процессом замещения «коротких» и «дорогих»
долгов на «длинные» и
«дешевые».
Вывод: Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
В последние
годы наметились качественно новые
тенденции в сфере управления
госдолгом, что обусловлено форсированным
переходом к рыночным механизмам
его формирования и обслуживания.
Главные черты новых тенденций
– мобилизация ресурсов с помощью
займов и других государственных
обязательств, использование налоговой
системы, активных методов реструктуризации
заимствований и организации
обслуживания долга. Система управления
государственным долгом должна иметь
два режима функционирования: управление
в нормальном режиме воспроизводственного
процесса; кризисное управление в
условиях обостряющегося дефицита бюджета,
спада производства, сокращение возможностей
привлечения новых
Государственный
долг представляет собой сложное
экономико-финансовое образование, особый
финансовый механизм, требующий использования
системы методов для его
2. Управление государственным
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
В 2007 году политика в области государственного долга Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 20 апреля 2006 года, направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции. [8]
Основные показатели внешнего долга за период 2007–2009 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2007–2009 гг.
на 1.01.2007 г. |
на 1.01.2008 г. |
на 1.01.2009 г. | ||||
млрд. долл. США |
структура % |
млрд. долл. США |
структура % |
млрд. долл. США |
структура % | |
Гос. внешний долг, всего |
79,2 |
100 |
46,7 |
100 |
43,3 |
100 |
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц |
11,5 |
12,6 |
11,0 |
23,6 |
10,3 |
23,8 |
Гос. ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте |
64,05 |
80 |
32,8 |
70,2 |
29,5 |
68,1 |
Госгарантии в иностранной валюте |
4,2 |
7,4 |
2,9 |
6,2 |
3,5 |
8,1 |
Из таблицы видно, что в период 2007–2009 гг. государственный внешний долг сокращается. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года предусматривается в законопроекте в размере 46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов США (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%), меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США, или 64,4 млрд. евро. По сравнению с оценкой 2008 года (46,7 млрд. долларов США) внешний долг за 2009 год (43,3 млрд. долларов США) уменьшился на 3,4 млрд. долларов США, или на 7,3%. по состоянию на 1 января 2009 года предусматривается статьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, что на 7,3% меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» показателя на 1 января 2008 года. [2]
В законопроекте расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга в 2007 году предусмотрены в объеме 79,99 млрд. рублей, на 2008 год – 81,4 млрд.рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей.