Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:23, реферат
Целью данной работы является анализ устройства общества и государства Германии в средние века.
Задачи:
Раскрыть вопросы возникновения, развития, функционирования государства средневековой Германии на различных этапах его истории.
На основе изученного материала изучить государственный и социальный строй.
Введение
Глава 1. Общественный строй средневековой Германии
1.1 Общественный строй Германии в период раннефеодальной монархии (Х-ХII вв.)
1.2 Общественный строй Германии в период феодальной раздробленности (ХIII-ХIХ вв.)
Глава 2. Государственный строй средневековой Германии
2.1 Раннефеодальное государство Германии (Х-ХII вв.)
2.2 Государство Германии в период феодальной раздробленности (ХIII-ХIХ вв.)
Заключение
Список используемой литературы
Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии, при первых представителях которой - Генрихе I и Отгоне I - фактически сложилось Германское раннефеодальное государство.
В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Оттон I, стремясь ограничить самостоятельность герцогов, ввел так называемые "оттоновские привилегии", сущность которых состояла прежде всего в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного не только на церковные владения, но и на весь округ, где были расположены эти владения. С другой стороны, церковный иммунитет был расширен по самому своему содержанию: владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику - церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Оттон I, стремясь получить императорскую корону и тем возвысить свою власть над властью герцогов в Германии в середине Х в., предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов для германских феодалов, и, кроме того, господство в Италии означало господство над папой и соответственно укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в это время нуждался в поддержке германского короля, так как местные феодалы захватили власть в Риме. В 962 г. он возложил на Отгона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название "Священной римской империи германской нации": "священной", потому что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом преобладании последнего; "римской", потому что ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; "германской", потому что ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии.5
Политика Оттона I в отношении собственной церкви сочеталась с его притязаниями на управление всей католической церковной организацией в глобальном масштабе. Став императором, он признал власть папы над Папской областью, но добился от него принесения вассальной присяги. Начиная с этого времени, германские императоры стали контролировать избрание пап, смещать их по своему произволу, навязывать им свою политику как в светских, так и в собственно канонических делах. Лишь в конце XI в. усилившееся папство сначала добилось независимости от германских королей, а потом обеспечило и свое верховенство над ними.
Система высших государственных органов
Германии в период раннефеодальной
монархии рисуется в следующих основных
чертах. Глава государства — король
(с 962 г. император) — обладал высшей
законодательной властью. Если в X—XI
вв. эта прерогатива королевской
власти воплотилась в незначительном
количестве нормативных актов, то в
XII в. королевское законодательство
значительно расширилось. Наибольшее
количество изданных королем законов
было посвящено регулированию
Юридически за королем оставались прерогативы верховного судьи. Он мог изъять любое дело из любой судебной инстанции и рассмотреть его по существу. Кроме того, королю могла быть принесена апелляция на противозаконное решение любого судебного органа. В действительности же судебная власть короля не имела столь всеобщего и неограниченного характера, поскольку реально она распространялась лишь на узкий круг его собственных вассалов. Мало того, король был не свободен в своих поступках: еще при избрании на престол он приносил присягу в том, что будет соблюдать законы и осуществлять справедливое правосудие, и если он совершал какие-либо противозаконные или преступные действия, он отвечал перед судом высшей феодальной знати.
Судебная власть короля была неразрывно
связана с его полицейско-
Верховное государственное руководство
было сосредоточено в рамках королевского
двора. Наиболее видными сановниками
являлись: канцлер, игравший роль первого
министра, дворецкий (пфальцграф), ведавший
дворцовыми делами, маршал, командовавший
войсками, королевский меченосец, возглавлявший
службу безопасности, и др. Высшие государственные
должности становились
2.2 Государство Германии
в период феодальной
С XIII в. центральный аппарат империи
во главе с императором лишь формально
являлся носителем
С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд.
Время от времени собирался рейхстаг,
состоявший из трех курий: курии курфюрстов,
курии князей и курии имперских
городов. Мелкое дворянство не имело
в рейхстаге особого
Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда. Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493-1519) предпринять попытку укрепить императорскую власть в Германии. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.
После окончательного установления верховенства римских пап над церковью император утратил положение главы церкви и перестал наделять епископов и аббатов церковными полномочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру - наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями.
Избрание императора стало производиться
узкой коллегией князей, которая
при избрании перестала учитывать
права наследников умерших
Император продолжал оставаться верховным
судьей в империи, что было связано
с традиционными обязанностями
королевской власти поддерживать "мир"
и осуществлять правосудие. Однако
эта прерогатива императора осталась,
по существу, единственной и к тому
же постепенно утрачиваемой регалией.
Император практически лишился
возможности облагать подданных
налогами и получал доходы только
со своих собственных земель. Если
же, в связи с отсутствием
Императорская власть не смогла создать
систему центральных имперских
учреждений и "вырастить" королевскую
бюрократию, сколько-нибудь сравнимых
с судебно-финансово-
После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано "Золотой буллой" 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.
"Золотая булла" закрепила
исторически сложившуюся
"Золотая булла" признала
полную политическую
ПеВажную роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Большой самостоятельностью пользовались имперские города, близки к ним были вольные города, меньше прав имели княжеские. В XIII-XIV вв. большинство городов получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами. Члены совета и бургомистры не получали жалованья. Первоначально все городское управление сосредоточивалось в руках патрициата. В XIV в. в ряде городов произошли так называемые "цеховые революции" - движение ремесленников против патрициев. В тех городах, где ремесленники одержали верх, они добились тех или иных перемен в городском строе. Ремесленники вошли в состав советов либо сформировали особую коллегию в составе прежнего совета. В некоторых городах в основу городского строя было положено цеховое устройство. Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.
Информация о работе Устройство общества и государства Германии в средние века