Усыновление и удочерение: права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть становление института усыновления (удочерения);
исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;
установить прав и обязанности усыновленных и усыновителей;
выявить субъектов усыновления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ
ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1 История развития института усыновления (удочерения) детей
по семейному российскому законодательству 5
1.2 Понятие и условия усыновления 11
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ УЧАСТВУЮЩИХ
В УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) 17
2.1 Субъекты усыновления (удочерения) 17
2.2 Права и обязанности усыновленных и усыновителей 22
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УСЫНОВЛЕННЫХ И
УСЫНОВИТЕЛЕЙ 27
3.1 Порядок усыновления (удочерения) 27
3.2 Подготовка дела об усыновлении (удочерении) 29
3.3 Рассмотрение дела и разрешение споров по усыновлению
(удочерению) в суде 31
3.4 Отмена усыновления (удочерения) 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая семейное право.docx

— 89.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

1. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ 

ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ

ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ        5

1.1 История развития института усыновления (удочерения) детей

по семейному российскому законодательству      5

1.2 Понятие и условия  усыновления       11

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  СУБЪЕКТОВ УЧАСТВУЮЩИХ 

В УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ)       17

2.1 Субъекты усыновления (удочерения)       17

2.2 Права и обязанности  усыновленных и усыновителей    22

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ  УСЫНОВЛЕННЫХ И 

УСЫНОВИТЕЛЕЙ          27

3.1 Порядок усыновления (удочерения)       27

3.2 Подготовка дела об  усыновлении (удочерении)     29

3.3 Рассмотрение дела и  разрешение споров по усыновлению 

(удочерению) в суде          31

3.4 Отмена усыновления (удочерения)       35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     40

ПРИЛОЖЕНИЕ           42

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым главным источником социальных идеалов, закладывает основы общественного поведения, именно в семье у ребенка формируется определенное мировоззрение на жизнь. У родителей дети перенимают трудолюбие, социальный, культурный, нравственный опыт. Глядя на своих родителей, дети начинают осознавать, как складываются семейные отношения, что, значит, быть отцом или матерью. В каждой семье свои взгляды на воспитание детей, кто-то воспитывает с помощью любви, ласки и уважения, а кто-то наоборот.1

В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас не являются редкостью не благополучные семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни, в такой семье дети ощущают себя не нужными, брошенными не редко сбегают из дому. Брошенные на обочину жизни малыши ненужные алкоголикам-родителям, подростки, шатающиеся по подвалам, все они находятся под защитой государства. Государство берет ответственность за детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако ребенок оставшийся без попечения родителей и переданный в детское учреждение чувствует себя обездоленным так как воспитатели не родители и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела, а детское учреждение не теплый и уютный дом. Таким образом, не одно детское учреждение не заменит ребенку семью, даже чужую.

Актуальность данной работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. В современном мире сотни тысяч детей сирот, детей остаются без попечения родителей. Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть становление института усыновления (удочерения);
  • исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;
  • установить прав и обязанности усыновленных и усыновителей;
  • выявить субъектов усыновления;
  • проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;
  • раскрыть порядок усыновления (удочерения);
  • рассмотреть порядок и разрешения споров по усыновлению (удочерению) в суде;
  • установить основания отказа и отмены усыновления (удочерения).

Объектом данной работы является институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права.

Предметом данной работы является правовое регулирование усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству РФ.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, и приложения.

1. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ

1.1 История развития института усыновления (удочерения) детей по семейному российскому законодательству

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшийся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время. В их числе: обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления - иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.2

В период реформ Петра I усыновлению как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале 19в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

С середины 19в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот. Однако, если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон разрешал не только узаконить, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по своему сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели. Не могли быть усыновителями также лица моложе тридцати лет. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права, принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям. В это время усыновление понималось уже более широко - не только как средство решения имущественных проблем, но и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее желательную - усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика.3

Свод Законов Гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры прошлого, по-прежнему всячески охранял принцип сословности. Это обстоятельство отражалось в конкретных правовых предписаниях. Так, усыновление дворянами осуществлял окружной суд, мещанин и сельский обыватель усыновляли ребенка благодаря его приписке к своей семье и т.д. Но кроме разрешения на усыновление существовали определенные запреты, которые чаще всего связывались с необходимостью соблюдения церковных предписаний. Например, запрещалось усыновление лиц христианского вероисповедания не христианами и, наоборот. Вместе с тем предпринимались всяческие меры к тому, чтобы не нарушить интересы законных наследников. Поэтому Свод Законов Гражданских не допускал усыновления чужих детей, если у усыновляющего были собственные законные или узаконенные дети.

Таким образом, для конца 19 и начала 20 в. характерно использование усыновления, прежде всего для охраны имущественных интересов усыновителя-наследодателя. Одновременно благодаря усыновлению осуществлялась защита прав ребенка путем его устройства в семью усыновителя. Особое значение это имело для осиротевших детей. В сельской же местности усыновление давало возможность усыновителю приобрести дополнительные рабочие руки в домашнем сельском хозяйстве. И, что не менее важно, с помощью усыновления хозяйскому сыну можно было избежать воинской службы, так как усыновленный мог его заменить в случае призыва. Поэтому существовал специальный закон, где говорилось, что для исполнения воинской повинности имеет значение усыновление детей не старше пяти лет. Немаловажным для усыновителя соображением было его желание иметь в преклонном возрасте помощника и кормильца. Далеко не всегда усыновитель руководствовался соображениями материального, делового ха-рактера. Не было редкостью и усыновление как способ удовлетворения естественных чувств любви и привязанности, не находящих применения за отсутствием собственных детей.

После Октябрьской революции практически во всех сферах жизни российского общества произошли серьезные перемены. Не стало исключением и правовое регулирование семейных отношений. В частности, с 1918 года было отменено усыновление.

Исследователи называют несколько причин столь кардинального изменения в советском семейном законодательстве по сравнению с законодательством царской России. Основная из них - опасение, что в существующей на тот момент политической и социальной обстановке "усыновление будет использоваться для обхода закона, а именно - запрета использования наемного труда и отмены права наследования.

Другая причина - ненадобность усыновления для целей уравнения в правах детей, рожденных в браке и вне брака. Вопрос о социальном статусе не-законнорожденных детей был актуальным во все времена, и регулярно предпринимались попытки его решения при помощи института усыновления. 4

В литературе называлась еще одна, причина - теоретического характера. В основу семейного союза Кодексом 1918г. было положено "действительное происхождение" детей. Это начало было несовместимо с институтом усыновления. Считалось, что усыновление создает искусственное родство, а новое право, порывающее с фикциями вообще, и в этом случае от них отказывается.

Несмотря на отмену права усыновлять, законодатель признавал отношения усыновления, возникшие ранее. Усыновленные в дореволюционный период в соответствии с законодательством, действовавшим на момент установления усыновления, приравнивались к родственникам по крови. Но признавались только такие отношения, которые фактически действовали к моменту издания Кодекса.

Как способ узаконения фактических отношений усыновления во многих местах использовали институт примачества. Земельный кодекс Советской республики устанавливал, что состав крестьянского двора увеличивается в случае вхождения в крестьянский двор примака. Примаком мог быть не только несовершеннолетний, но и совершеннолетний. Иногда примаком являлось семейное лицо, тогда оно принималось на двор с семьей. После этого примак становился полноправным членом крестьянского двора и приобретал права на имущество общего пользования. Размер доли примака в имуществе крестьянского двора определялся исхо-дя из времени его работы и вложенного труда. Существовал особый порядок вхождения примака в крестьянский двор. Этот вопрос решался всем крестьянским обществом, поскольку примаку предоставлялся земельный надел из общественного фонда.

Но попытки использовать примачество как замену усыновления не удовлетворяли полностью ни интересам семьи, ни интересам ребенка, принятого в семью, так как порядок установления отношений примачества, правовое положение примака и членов крестьянского двора значительно отличались от модели желаемых отношений. Эти институты имели разные цели. 5

В стране повсеместно росла детская беспризорность. Кроме того, содержание огромного количества детских учреждений для детей, лишенных родительского попечения, значительно увеличивало государственные расходы страны, и без того находившейся в тяжелом экономическом положении в результате войн.

Таким образом, необходимость возрождения института усы-новления становилась все более очевидной. Вот почему незадолго до принятия нового, второго по счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым вводилась новая глава, посвященная специально усыновлению.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. уделял усыновлению сравнительно мало внимания. Его предписания в этой части либо имели общий, традиционный характер, либо содержали особенности, продиктованные новыми требованиями времени. По сути дела существовавший веками в России принцип сословности был сохранен и продолжал жить, но только в ином облике.

Информация о работе Усыновление и удочерение: права и обязанности