Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:59, курсовая работа
Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а так же судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке по жалобам и протестам на решения судов субъектного уровня, а также в порядке надзора по протестам на решения всех федеральных судов общей юрисдикции. Естественно, коллегии пересматривают свои решения и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
Военная коллегия Верховного Суда является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации.
Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:
1) в первой инстанции
2) дела по жалобам и протестам
на решения, приговоры, определения
и постановления окружных (флотских)
военных судов, принятые ими в
первой инстанции и не
3) дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.
Военная коллегия издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.
«Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации»[11].
Работой Верховного Суда руководит его Председатель, который обладает значительными полномочиями как процессуального, так и административного (организационного) характера. В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР" (с учетом изменений и дополнений) Председатель:
- приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные решения;
- в случаях и порядке, установленных
законом, вправе приостановить
- организует работу по изучению
и обобщению судебной практики,
анализу судебной статистики; вносит
представления в
- созывает Пленум Суда и
- созывает Президиум Суда и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Суда при рассмотрении любого дела;
- распределяет обязанности
- руководит организацией работы
Кассационной коллегии и
- ведет личный прием и
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заместители Председателя Верховного Суда помогают Председателю в реализации его полномочий по руководству Судом, а также имеют собственную компетенцию (также представлены и процессуальные и административные виды полномочий):
- могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Суда;
- приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные решения;
- в случаях и порядке, установленных
законом, вправе приостановить
- осуществляют в соответствии
с распределением обязанностей
руководство работой судебных
коллегий и структурных
- ведут личный прием граждан;
- осуществляют другие
В заключение хотелось бы изложить краткую формулировку результатов, которые были получены в результате исследования темы: «Верховный суд Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции». Изучив подробно точки зрения различных цивилистов на существующие проблемы в судебном разбирательстве можно сделать следующие выводы. Верховный Суд Российской Федерации имеет огромное значение в судебной системе Российской Федерации. Это обусловлено тем, какие функции выполняет этот судебный орган. Осуществляя надзор за судами общей юрисдикции, он помогает делать правосудие единообразным. В то же время Верховный Суд РФ это особенный суд. Особенность эта вследствие того, что он является вышестоящим судом и для военных судов, и для гражданских судов - поэтому его структура отличается от Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Верховный Суд РФ - это один из трёх судов Российской Федерации (ещё Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), который обладает правом законодательной инициативы. Это, несомненно, подчёркивает значимость и важность Верховного Суда РФ. Что касается решения проблем, возникающие в процессе деятельности Верховного суда РФ, то хотелось бы отметить следующие. Во-первых, специалисты из коллегий арбитражных судов, рассматривавшие дела из административных правоотношений, могли бы в дальнейшем составить основу административных коллегий, если предложение о целесообразности определенного обособления административной юстиции будет воспринято законодателем. Во-вторых, представляется объединить отработанных в арбитражных судах норм АПК РФ с нормами и институтами разрабатываемого ГПК РФ. Также, хотелось бы отметить, что в российских условиях целесообразно было бы предоставить право физическим и юридическим лицам в случае получения отказа в приеме искового заявления от судебных органов обеих подсистем обращаться в Верховный Суд РФ, который следовало бы наделить полномочиями по вынесению решений в отношении споров о разграничении компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судам. Некоторые ученные предлагают наделить как арбитражные, так и суды общей юрисдикции правом передавать принятые дела по подсудности в соответствующий суд в случае, если после принятия искового заявления выясняется, что дело подсудно судам другой подсистемы. На мой взгляд, данное предложение представляется целесообразным. В-третьих, следует отметить, что существующая обособленность судебных органов зачастую является препятствием для защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц, препятствует выработке единообразной практике применения законодательства и нуждается в серьезном изучении, а неоднозначное, предложение об учреждении нового судебного органа, наделенного полномочиями проверять и пересматривать решения высших судебных органов, является трудно достигаемым в связи с тем, что понадобиться менять всю судебную систему. Также хотелось бы предложить некоторые пути решения финансовых проблем возникающих в деятельности Верховного суда РФ, которые, по моему мнению, являются наиболее приемлемыми на сегодняшний день. Так Министерству финансов РФ, необходимо выработать механизм возвращения судам неиспользованных федеральными судами остатков бюджетных средств текущего финансового года при финансировании расходов на их содержание в начале следующего финансового года. Целесообразным, на мой взгляд, является внести поправки в Бюджетный кодекс РФ, имея в виду то, что судейские сообщества самостоятельно составляет проект бюджета и носит его не рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации, минуя Правительство РФ (как это предусмотрено статьей 117 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, суды не будут зависимы от правительственных интересов или, что еще более существенно, от интересов отдельных должностных лиц. Хотелось бы обратить внимание еще на одну и очень важную проблему, касающуюся статуса судьи Верховного суда РФ. Так до сих пор еще не принят закон «О Верховном суде Российской Федерации», который бы регламентировал статус судьи Верховного суда РФ. Без принятия данного закона деятельность Верховного суда немыслима, так как за ним фактически не закреплен ни какой статус. Хотя он и находится на стадии доработки, будем надеяться, что он скоро вступит в силу, в виду того, что Верховный Суд РФ наряду с Конституционным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ является очень важной структурой судебной власти Российской Федерации, делает правосудие единообразным, обеспечивает единство всех судов общей юрисдикции.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Судебная система Российской Федерации |
– это система судебных органов (представляющих государственную власть), осуществляющих правосудие на территории России. |
2 |
Предназначение судебной власти |
защита прав и свобод человека и гражданина. Одна из основ конституционного строя РФ – осуществление государственной власти путем ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную |
3 |
Ученый секретарь |
обеспечивает деятельность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполнение и реализацию решений, принятых Советом и его секциями, организует их заседания, обеспечивает членов Совета необходимой документацией и научно-справочными материалами |
4 |
Независимость |
Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей |
5 |
Неприкосновенность |
существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного мира |
6 |
Заместители Председателя Верховного Суда РФ |
могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда, приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, а в случае и в порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам |
7 |
Пленум |
Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. |
8 |
Судебные коллегии |
Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. |
9 |
Военные суды |
Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба |
10 |
Судебный департамент |
.
Федеральным конституционным |
1 |
Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2013 год // СПС Гарант – 2013. |
2 |
Федеральный конституционный закон РФ от 07.02.2011 г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской федерации». |
3 |
Александрова Р. Единство судебной системы – важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. – 2012. – №11. |
4 |
Ермошин Г.Т. Статус судьи Российской Федерации / Г.Т. Ермошин. – М.: РАП, 2004, - 523с. |
5 |
Лебедев В.М. Судебная система Российской Федерации: Сборник нормативных актов / В.М. Лебедев. – М.: Норма, 2004.-832с. |
6 |
Комментарий к Конституции РФ./Окуньков Л. - М., 2007.- 675с. |
7 |
Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004.- 675с. |
8 |
Новиков С. А.: Учебник: Конституционное право Российской Федерации; 2004г. |
9 |
Постановление Конституционного Суда РФ 27.01.2004 N 1-П. |
10 |
Комментарии к ФЗ "О судебной системе Российской Федерации " (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г). |
11 |
Карпович В. Д. Комментарий к конституции Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2002. |
Приложение А |
|