Виды и характеристика современных монархий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:23, реферат

Описание работы

Целью исследования является выделение общих и частных особенностей современных монархий, и в соответствии с целью выделяются следующие задачи: исследовать все имеющиеся на современном этапе монархии; выделить черты, характерные для всех монархий; найти особенности характерные для каждой монархии; объединить эти особенности по сходному принципу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОНАРХИЯ КАК ВИД ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки монархии
1.2 Виды монархий: история и современность
1.3 Дуалистическая монархия
1.4 Парламентская монархия
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МОНАРХИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

манархия.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Абсолютные монархии были очень распространены в Средние века, и в особом виде сохранились до сегодняшнего дня. Так А.В. Малько относит к абсолютным монархиям Саудовскую Аравию, Бахрейн, Оман и др. Однако с юридической точки зрения эти монархии назвать абсолютными нельзя, т.к. в Омане например власть ограничивается с юридической точки зрения конституцией, изданной самим монархом, как и в СА; а в Бахрейне при Эмире существует законосовещательный орган под названием Консультативный совет, эти факторы на практике никак не ограничивают власть монарха и с фактической точки зрения эти страны являются практически классическим примером абсолютной монархии.

Конечно, современные абсолютные монархии отличаются от своих исторических аналогов, но они лишь «обшиты конституционно-парламентской оболочкой», однако современные абсолютные монархии являются нетипичными.

1.3 Дуалистическая монархия 

При данной форме правления власть носит  двойственный характер. Она юридически и фактически разделена между  правительством и монархом (правительство  формирует монарх), и парламентом. Эта монархия возникает при переходе общества из феодальной формации в буржуазную, при этом «Наследственный монарх выражает интересы феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии». Парламент чаще всего наполовину формируется монархом (в основном верхняя палата), остальная же половина формируется представителями из народа.

Большинство ученых, например О.В. Мартышин считают, что в дуалистической монархии все же большая часть полномочий принадлежит монарху, т.к. он имеет право вето по отношению к законодательным актам парламента.

Исходя  из полученных выше данных можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

  • высшая власть носит двойственный характер, т.е. разделена между правительством и парламентом;
  • правительство формируется монархом и полностью подчинено ему;
  • часть парламента формируется монархом, а часть народом;
  • эта форма правления имеет место быть при переходе от феодальному к буржуазному обществу.

Из примеров современных дуалистических монархий можно привести Марокко, Иорданское Хашимитское Королевство, Кувейт. Существует также позиция, что среди современных монархий дуалистических нет, т.к. «они продолжают оставаться абсолютными, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы».

 

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Описание работы | Похожие работы

 

1.4 Парламентская монархия

Это форма правления, при которой  власть монарха является ограниченной во всех сферах государственной жизни  и деятельности, и ограничение  это имеет не только юридический, но и фактический характер. Правительство же формируется партией, получившей большинство при выборах в парламент, а лидер партии становится председателем правительства. Эта форма монархии характерна для развитых капиталистических государств

Парламентская монархия имеет следующие признаки:

  • ограничение власти монарха во всех сферах;
  • формирование правительства победившей на выборах партией;
  • существует в развитых капиталистических государствах;
  • монарх представляет собой символ государства, его лицо, он «царствует, но не правит». Парламентская монархия является самой распространенной формой правления в мире. Все монархии Европы – парламентарные монархии. Например, Великобритания, Дания, Нидерланды, Швеция и т.д.

Из последнего признака можно выделить еще один тип монархии - символичная. Это форма парламентской монархии, при которой все полномочия монарха сведены на нет. Он только играет символичную роль, поддерживает традиции государства и не более, ярким примером может служить Япония, в которой монарх лишен всех полномочий уже более полувека.

Еще одной монархией, встречающейся в современном мире является теократическая монархия, при которой монарху принадлежит вся полнота государственной власти, но при этом он является высшим духовным лицом (Ватикан).

М.Н. Марченко выделяет на современном этапе всего два вида монархий: дуалистическую и парламентскую, эта типология является спорной, так как с юридической точки зрения все современные монархии так или иначе имеют институты, ограничивающие власть монарха; но с фактической точки зрения в ряде монархических стран эти институты не играют никакой роли в ограничении власти монарха. Так в Саудовской Аравии, например, имеется конституционный акт (Основной низам о власти от 1992г.), юридически закрепляющей конституционную монархию, но на практике этот акт никак не ограничивает полномочия монарха, наоборот закрепляя абсолютистский режим, сводя к минимуму права человека и гражданина.

Таким образом, видно, что тема монархической  формы правления является на сегодняшний  день актуальной по вопросам ее сущности и характерных признаков. Но главное то, что монархия является очень гибкой формой правления, т.к. она прошла очень длинный исторический путь, она подстраивалась под каждую общественную формацию и дожила до сегодняшних дней.

Современный мир насчитывает немалое количество монархий (около 25), и это очень легко объяснить, например наследственный характер власти обеспечивает легитимность каждого нового монарха. Для населения монархий эта форма правления становится традиционной и приемлемой, она закладывается в сознании и правосознании людей на всю жизнь.

На  сегодняшний день в мире существует три типа монархий: дуалистические, абсолютные (с оговорками) и парламентские, а так же символичные и теократические, но эти типы монархий не являются существенными.

 
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МОНАРХИЙ

Особенность современной монархии – это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.

Первой, и наверное самой главной особенностью является «нетипичность», так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию «республиканской монархией», т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии. Конституции Объединенного Королевства фактически не существует (она является неписанной), но ее заменяют нормы статутного права, среди которых можно выделить Хабеас Корпус Акт 1697г., Билль о правах 1689г., Закон о престолонаследии 1701г. и др. Юридически английской королеве принадлежит огромное количество полномочий: она назначает премьер-министра, членов правительства, созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, издаваемый парламентом, является верховным главнокомандующим в период войн и т.д., эти факты делают великобританскую монархию дуалистической. Но фактически своими полномочиями королева никогда не пользуется, что ярко характеризует афоризм «мертвое право» или «спящий английский лев». А все основные полномочия королевы выполняют члены правительства. Еще один яркий пример «нетипичности» являет собой Япония - государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Главой государства является император – «символ государства и единства нации». Японская Конституция 1947г. сводит реальную власть императора к нулю. Все действия императора: назначение премьер – министра, промульгация поправок к законам, созыв и роспуск парламента, назначение и отстранение от должности министров – могут осуществляться императором только с одобрения Кабинета министров (правительства) и Коккайя (парламента).

Фактически за императором остались только традиционно-церемониальные функции: обращение к парламенту с речью  на открытии сессии, представительство  за рубежом, подписание официальных документов.

Все вышеперечисленные факты дают полное основание назвать японскую монархию конституционной и парламентской, а так же, как говорилось ранее и символичной монархией.

Другой отличительной особенностью является то, что ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности. Однако Ватикан с юридической точки зрения является абсолютной монархией. Это самое микроскопическое (территория – 0.44 кв. км, население – около 1000 человек) государство Западной Европы, с огромной историей и интереснейшей формой правления. Главой государства является Римский Папа, который избирается на свою должность Коллегией кардиналов пожизненно. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. При нем (при Папе) существует законосовещательный орган (все та же Коллегия кардиналов). Самое интересное то, что Ватикан практически имеет свою Конституцию, а точнее сказать Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 года.

Исходя из приведенных выше фактов выходит то, что в силу наличия  у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных  актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная монархия.

 

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Описание работы | Похожие работы

 

Но, перечисляя эти факты, следует  иметь ввиду, что наличие государственности  у такой страны как Ватикан является всего - лишь данью средневековым традициям Европы.

В наше время существует проблема «богатый Север – бедный Юг», эту  же тенденцию можно в той или  иной степени заметить и у монархий, то есть чем южней находится монархия, тем более она абсолютна. Так из северных монархии можно привести пример Швеции. Это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская. Монарх в Швеции, по Конституции от 1974 г., не имеет практически никаких полномочий, кроме церемониальных: открыть заседание парламента, поздравить население страны с Новым годом и т.д. Т.е. монарх в Швеции является всего - лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер – парламентской.

Из южных монархий в пример можно  привести Бруней. Азиатское государство  с зачатками парламентаризма  и конституционности. В 1984 г., когда  Бруней обрел свою независимость  власть перешла в руки султана. В  этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

Власть в Брунее сосредоточена  в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в начале XX века, т.к. сейчас виден рост брунейского освободительного движения.

То есть брунейская монархия по своей  сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

Еще одной важной особенностью некоторых современных монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, «создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается». Парламент заменяется институтом аш-шуры – законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

Так же можно заметить, что многие неевропейские монархии имеют в своей основе европейские демократические институты, этот фактор является производной колониальных захватов и протекторатов. Ярким примером этой особенности может служить, например Иордания. Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии. Иордания долгое время находилась под протекторатом Англии, практически до 1952г. Что сказалось на становлении в ней умеренно авторитарного политического режима. Очень много Хашимитское Королевство переняло от Англии: провозглашенное верховенство закона, народовластие в «свободном волеизъявлении народа». В 1992 г. в Иордании разрешена деятельность политических партий. Законодательная власть разделена между Национальным собранием (парламентом) и королем (институт монарха назван не султаном или эмиром, а именно королем, что подчеркивает влияние западноевропейской идеологии). Верхняя палата иорданского парламента так же назначается королем.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, главой последнего является монарх. Все решения правительства подписываются исключительно монархом, отсутствует институт контрасигнатуры.

Конституция 1952 г. наделяет короля правом: объявления войны и мира, ратификации  договоров и соглашений, назначения выборов в нижнюю палату парламента, роспуска последней, назначения членов верхней палаты, и спикера, награждения титулами и наградами, отмены приговоров суда, подтверждения смертного приговора.

Иорданское Хашимитское Королевство  является ярким примером дуалистической конституционной монархии.

Еще одним ярким монархии, побывавшей под протекторатом является Оман. Государство на юго-востоке Аравийского полуострова, получившее свою независимость лишь во второй половине XX в., а до этого долгое время находившееся под протекторатом Англии. И этот факт оказал заметные отпечатки на высшую власть Омана.

Главой Омана является Султан из правящей династии. Ему принадлежит  вся полнота власти: он является главой правительства, полностью контролирует деятельность законосовещательного органа, является верховным главнокомандующим и т.д.

Роль Конституции выполняет  основной закон Султана от 6 ноября 1996 г. До этого времени Конституцией Омана являлся Коран, что подчеркивает теократичность этого азиатского государства. Султан же является и религиозным главой (религия Омана – ислам ибадитского толка). Таким образом на Аравийском полуострове имеет место быть исключительно абсолютная монархия с начальными зачатками конституциолнализма и парламентаризма.

Очень близкой к этой особенности  является постколлониальная монархичность некоторых островных республик, побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве. К таким странам В.Е. Чиркин относит например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.

Важнейшей особенностью является то, что в большинстве монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям. Приверженность населения этих стран к монарху ярко иллюстрирует нам как же сильно засело в психике у людей осознание того, что личность монарха священна, что он является своего рода их защитником от всех бед. Эту особенность ярко иллюстрируют примеры уже рассмотренной Англии или Нидерландов. Нидерланды - «страна, в которой разрешено все!» - так называют Нидерланды европейские соседи. Эта страна формально имеет 2-е Конституции: Статут Королевства Нидерландов от 1954 г. (этот акт решает вопросы между самими Нидерландами и их провинциями, т.к. по форме государственного устройства Нидерланды являются унитарным децентрализованным государством) и Конституции Нидерландов от 1815 г., закрепляющей основы нидерландского конституционного строя.

Информация о работе Виды и характеристика современных монархий